Другие сферы внутренней компетенции Европейского Союза

Помимо рассмотренных выше основных сфер внутренней компетенции ЕС, предусмотренных в части третьей “Внутренняя политика и деятельности Союза” ДФЕС, Союз также располагает полномочиями в некоторых других сферах внутренней политики, которые предоставлены ему в других частях того же Договора.

Так, на основании части первой “Принципы” ДФЕС (ст. 14) Европейский парламент и Совет уполномочены издавать законодательные акты в форме регламентов, которые устанавливают принципы и условия функционирования служб общеэкономического значения (транспортных, почтовых, коммунальных и др.).

Другая статья части первой (ст. 16) наделяет Европейский парламент и Совет полномочиями издавать законодательство о защите физических лиц в отношении обработки персональных данных. Реализация этого полномочия одновременно служит предпосылкой для признания в праве ЕС еще одной свободы передвижения (перемещения) в рамках пространства без внутренних границ, названной “свободное перемещение персональных данных”.

В рамках указанной свободы персональные данные на человека могут передаваться между государствами-членами при условии, что получение, хранение и использование таких данных осуществляются при соблюдении законодательства ЕС (Директива 95/46/ЕС Европейского парламента и Совета от 24 октября 1995 г. о защите физических лиц в отношении обработки персональных данных и о свободном перемещении таких данных).

Часть вторая “Недискриминация и гражданство Союза” ДФЕС наделяет Европейский парламент и Совет полномочиями издавать законодательство о борьбе с дискриминацией по различным основаниям – дискриминацией между гражданами государств-членов (ст. 18), дискриминацией по признакам пола, расы или этнического происхождения, религии или убеждений, инвалидности, возраста или сексуальной ориентации (ст. 19).

Статьи этой части также наделяют Европейский парламент и Совет посредством законодательных актов устанавливать порядок реализации прав, связанных с гражданством ЕС: права свободно передвигаться и проживать на территории государств-членов (ст. 21), права избирать и быть избранным на выборах в Европейский парламент и в муниципальные органы (ст. 22) и др.

Интересно
В соответствии с частью третьей “Институциональные и финансовые положения” ДФЕС Союз может принимать разнообразные меры (в том числе законодательные акты) по различным вопросам, относящимся к функционированию институтов и бюджету ЕС: “статус и общие условия осуществления функций” депутатов Европейского парламента (ст. 223), “статус политических партий на европейском уровне” (ст. 224), “необходимые меры в области предупреждения мошенничества, посягающего на финансовые интересы Союза, и в области борьбы с ним” (ст. 325) и др.

Некоторые специальные полномочия ЕС в области внутренней политики вытекают и из последней, части шестой “Общие и заключительные положения” ДФЕС, например, издание законодательства о мерах “по подготовке статистических данных, когда это необходимо для осуществления деятельности Союза” (ст. 338).

В соответствии со ст. 5 ДФЕС указанные выше сферы и вопросы внутриполитической деятельности ЕС относятся к категории совместной компетенции.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)