Договор морской перевозки пассажира

1. По договору морской перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения и в случае сдачи пассажиром багажа доставить соответствующие предметы (объекты) туда же. Перевозчик обязуется в пункте назначения выдать этот багаж управомоченному на его получение лицу, а пассажир должен уплатить установленную за проезд плату, а при сдаче перевозчику багажа – еще и плату за его провоз.

В качестве перевозчика выступает лицо, которое заключило договор морской перевозки пассажира или от имени которого такой договор заключен, независимо от того, осуществляется ли перевозка самим перевозчиком или фактическим перевозчиком, под которым понимается лицо, являющееся собственником судна или использующее это судно на ином законном основании и фактически осуществляющее перевозку пассажира или ее часть.

Статус пассажира имеет лицо, перевозка которого осуществляется на судне по договору морской перевозки пассажира, либо, с согласия перевозчика, лицо, сопровождающее автомашину или животных по договору морской перевозки груза.

2. Заключение договора морской перевозки пассажира удостоверяется в соответствующей письменной форме – проездным билетом пассажира, иным проездным документом (туристской путевкой, единым билетом на группу пассажиров и др.), а сдача пассажиром багажа – багажной квитанцией.

В билете для проезда на судах каботажных линий указываются фамилия и инициалы пассажира, его паспортные данные, в отсутствие паспорта – данные документа, заменяющего его, порты отправления и назначения, дата и время отхода судна, название последнего, номер каюты и места, стоимость проезда, дата выдачи билета, подпись кассира. Билет на проезд по международной линии оформляется с использованием тех же реквизитов, что и в билете на каботажную поездку, но не только на русском, но и на английском языке. Выданный билет не подлежит передаче другим лицам.

3. Под багажом КТМ РФ понимает любой предмет, включая автомобиль, перевозка которого осуществляется перевозчиком по договору морской перевозки пассажира, за исключением объектов, перевозимых по договору морской перевозки груза либо животных.

Разновидностью багажа является каютный багаж, т.е. багаж, находящийся в каюте пассажира либо иным образом находящийся в его владении, под его охраной или контролем. Каютный багаж включает в себя объекты, находящиеся в автомашине пассажира или на ней, за исключением периода времени, когда пассажир находится на морском вокзале, причале или в любом ином портовом сооружении, пока багаж не принят перевозчиком.

Каютный багаж представляет собой компактно упакованные и свободно размещаемые в каюте или на общих местах (на полках) вещи пассажира, перевозимые им при себе в пределах установленного количества. Его перевозка не требует заключения особого договора, кроме уже заключенного договора морской перевозки пассажира, в котором, помимо прочего, могут быть зафиксированы основания и пределы ответственности перевозчика за несохранность каютного багажа, происшедшую в период перевозки.

В отличие от каютного багажа, основной багаж, если он сдается пассажиром, оформляется багажной квитанцией и передается во владение перевозчика под его ответственность, причем каждое место багажа должно быть подготовлено к перевозке исходя из требований обеспечения сохранности такового при хранении, транспортировке и выгрузке.

Пассажир может объявить его ценность – как общую, так и для каждого места в отдельности. Сумма объявленной ценности вносится в багажную квитанцию, по которой он выдается в порту назначения предъявителю багажной квитанции.

4. Плата за проезд и плата за провоз принятого от пассажира багажа определяются соглашением сторон с учетом, однако, при проезде (провозе) транспортным средством общего пользования утвержденных в законодательном порядке тарифов.

Пассажир имеет право перевозить с собой бесплатно:

  • в заграничном сообщении – в соответствии со льготным тарифом одного ребенка в возрасте не старше двух лет без предоставления ему отдельного места (другие дети до двух лет и от двух до 12 лет могут перевозиться в соответствии со льготным тарифом с предоставлением им отдельных мест);
  • каютный багаж в пределах установленной нормы.

5. Перевозка пассажира подразделяется на следующие периоды:

  • в отношении пассажира и его каютного багажа – период, в течение которого тот и другой находятся на борту судна, период посадки и высадки пассажира, а также период, в течение которого пассажир и его каютный багаж доставляются водным путем с берега на судно либо наоборот, при условии, что стоимость такой перевозки включена в стоимость билета, либо что используемое для такой вспомогательной перевозки судно предоставлено перевозчиком в распоряжение пассажира (при этом в отношении пассажира перевозка не включает в себя период нахождения такого лица на морском вокзале, причале или в любом другом портовом сооружении или на нем);
  • в отношении каютного багажа – также период, в течение которого пассажир находится на морском вокзале, причале или в любом ином портовом сооружении либо на нем, если этот багаж принят перевозчиком, его работником или агентом и не выдан пассажиру;
  • в отношении иного багажа, не являющегося каютным, – период с момента принятия такого багажа перевозчиком, его работником или агентом на берегу либо на борту судна до момента выдачи такого багажа любым из перечисленных выше лиц пассажиру.

6. Пассажир вправе до отхода судна, а также после начала рейса в любом порту, в который судно зайдет для посадки или высадки пассажиров, отказаться от договора морской перевозки пассажира.

В случае, если он отказался от договора не позднее срока, установленного правилами морской перевозки пассажиров, утвержденными компетентным органом федеральной исполнительной власти, либо не явился к отходу судна вследствие болезни, либо отказался от договора до отхода судна по этой же причине или по зависящим от перевозчика обстоятельствам, пассажиру возвращается вся уплаченная им плата за проезд и за провоз багажа.

Если отказ пассажира происходит не менее чем за 30 суток до начала рейса, задаток, внесенный пассажиром, возвращается ему полностью. Это имеет место и в случаях, если отказ от забронированного места вызван болезнью, смертью, привлечением пассажира к исполнению государственных обязанностей или по требованию органов власти, если по таким причинам не может совершить поездку один из членов семьи пассажира.

7. Вправе отказаться от исполнения договора морской перевозки пассажира и перевозчик. Это может иметь место при наступлении следующих обстоятельств:

  • военные или иные действия, создающие угрозу захвата судна;
  • блокада пункта отправления или назначения судна;
  • задержание судна по распоряжению соответствующих властей по причинам, не зависящим от сторон договора;
  • привлечение судна для государственных нужд;
  • гибель судна или его захват;
  • признание судна непригодным к плаванию.

При отказе перевозчика от исполнения договора морской перевозки пассажира до отхода судна пассажиру возвращаются все уплаченные им суммы за проезд и провоз багажа; при отказе перевозчика от исполнения договора после начала рейса – часть таких платежей в размере, пропорциональном расстоянию, на которое перевозка не была осуществлена.

При этом перевозчик, отказавшийся от исполнения договора морской перевозки пассажира при наступлении приведенных выше обстоятельств, обязан за свой счет доставить пассажира по его требованию в пункт отправления или возместить пассажиру реально понесенные им расходы.

8. Перевозчик вправе задержать отход судна, изменить маршрут перевозки пассажира, место посадки (высадки) пассажира, если это необходимо вследствие стихийных явлений, неблагоприятных санитарно-эпидемиологических условий в пункте отправления, пункте назначения или в пути следования по маршруту перевозки пассажира, а также вследствие других обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

В такой ситуации перевозчик обязан за свой счет доставить пассажира по его требованию в пункт отправления или возместить пассажиру реально понесенные им расходы. Важнейшим составным элементом морской перевозки пассажира является возложение на перевозчика ответственности за смерть пассажира, повреждение его здоровья и за утрату багажа пассажира или его повреждение.

Эта ответственность возникает в случаях, когда происшествие, вследствие которого причинен ущерб пассажиру, произошло во время перевозки пассажира и его багажа по вине перевозчика, его работников или агентов, действовавших в пределах своих обязанностей (полномочий).

Утрата багажа пассажира или повреждение багажа включает в себя ущерб, причиненный тем, что багаж не выдан пассажиру в разумный срок после прибытия судна, на котором багаж перевозился (должен был перевозиться) в пункт назначения. Обязанность доказывания того, что происшествие, в результате которого пассажиру причинен ущерб, произошло во время перевозки пассажира и его багажа, а также размера причиненного ущерба, возлагается на истца.

Вина перевозчика, его работников или агентов, действовавших в пределах своих служебных обязанностей (полномочий), предполагается, если не доказано иное, в случаях наступления смерти пассажира или повреждения его здоровья либо утраты или повреждения каютного багажа в результате кораблекрушения, столкновения, посадки судна на мель, взрыва или пожара на судне или же недостатков судна, возникших из-за перечисленных событий.

В отношении утраты или повреждения другого багажа, который не является каютным, вина указанных лиц презюмируется, если не доказано иное, независимо от характера происшествия, повлекшего вышеназванные последствия. В других случаях бремя доказывания вины перевозчика лежит на истце.

9. Перевозчик не несет ответственности за утрату и повреждение денег, ценных бумаг, драгоценностей, произведений искусства или других ценностей, если таковые не были сданы ему на хранение и если он не согласился сохранять их в целости. В противном случае перевозчик отвечает за утрату и повреждение таких объектов в пределах, установленных специальными положениями КТМ РФ, которые соответствуют условиям Афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 г. и применимым положениям ГК РФ и других внутригосударственных и международных нормативных актов.

Так, пределы ответственности перевозчика за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, не должны превышать 175 тыс. расчетных единиц в отношении перевозки в целом. В случае, если вред возмещается в форме периодических платежей, соответствующая общая сумма таких платежей не должна превышать указанный предел ответственности перевозчика.

За утрату или повреждение каютного багажа его ответственность не должна превышать 1,8 тыс. расчетных единиц на пассажира в отношении перевозки в целом. За утрату или повреждение автомашины, включая перевозимый на ней багаж, ответственность перевозчика не должна превышать 10 тыс. расчетных единиц за автомашину в отношении перевозки в целом. Наконец, за утрату или повреждение багажа, иного чем каютный, ответственность перевозчика не должна превышать 2,7 тыс. расчетных единиц на пассажира в отношении перевозки в целом.

Тем не менее перевозчик и пассажир могут заключить соглашение о возможности возложения ответственности на перевозчика за вычетом франшизы, не превышающей 300 расчетных единиц в случае повреждения автомашины и не превышающей 135 расчетных единиц на пассажира в случае утраты или повреждения иного багажа, причем указанные выше суммы должны вычитаться из суммы ущерба, причиненного пассажиру в результате утраты или повреждения вышепоименованных объектов. Перевозчик и пассажир особым письменным соглашением между собой могут установить и более высокие пределы ответственности перевозчика.

10. В случае, если к работнику или агенту перевозчика либо фактического перевозчика предъявлено требование о возмещении ущерба в соответствии с вышеприведенными правилами указанные лица, если они докажут, что действовали в пределах своих обязанностей (полномочий), имеют право воспользоваться пределами ответственности, которые предусмотрены в отношении перевозчика (фактического перевозчика).

Пределы ответственности, изложенные ранее, применяются к совокупности сумм, подлежащих возмещению по всем требованиям, возникшим в связи со смертью одного пассажира или с повреждением здоровья такового либо с утратой или повреждением его багажа.

В отношении перевозки пассажира, осуществленной фактическим перевозчиком, совокупность сумм, подлежащих возмещению, не может превышать наибольшую сумму возмещения, которая, согласно приведенным выше правилам, может быть взыскана с перевозчика или фактического перевозчика. Если работник или агент перевозчика (фактического перевозчика) вправе воспользоваться описанными пределами ответственности перевозчика, то совокупность сумм, подлежащих возмещению перевозчиком (фактическим перевозчиком) либо его работником или агентом, не должна превышать указанных пределов.

Перевозчик не вправе воспользоваться пределами ответственности, описанными выше, если доказано, что ущерб, причиненный пассажиру, явился результатом собственного действия или бездействия перевозчика, совершенных умышленно или по грубой неосторожности. Это установление применяется также к работникам и агентам перевозчика в полной мере.

11. Оформление претензий пассажира в связи с утратой или повреждением его багажа осуществляется по следующим правилам:

  • письменное заявление направляется перевозчику или его агенту, если имеет место любой из случаев:
  1. явное повреждение каютного багажа – до или в момент высадки пассажира, явное повреждение иного багажа – до момента его выдачи;
  2. утрата или повреждение багажа, которые не являются явными, – в течение 15 дней со дня высадки пассажира или выдачи багажа либо с момента, когда он должен быть выдан;
  • в случае, если пассажир не выполнил предыдущего требования, предполагается, если не доказано иное, что пассажир, получил свой багаж неповрежденным;
  • заявление пассажира в письменной форме не требуется, если багаж осмотрен или состояние его проверено перевозчиком совместно с пассажиром в момент получения им багажа.

Соглашение, заключенное пассажиром и перевозчиком до возникновения происшествия, явившегося причиной смерти пассажира или повреждения его здоровья либо утраты или повреждения его багажа, об освобождении перевозчика от ответственности или об установлении меньших ее пределов, чем предусмотренные настоящими правилами, либо о перенесении обязанности доказывания, лежащей на перевозчике, – такое соглашение рассматривается как ничтожное.

Следует, кроме того, учитывать, что за задержку отправления судна, перевозящего пассажира, или за прибытие судна в пункт назначения с опозданием перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере до 50% платы за проезд пассажира и платы за провоз его багажа. От этой обязанности, однако, перевозчик освобождается, если докажет, что описанные события – задержка и опоздание – произошли вследствие обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)