Дистанционное обучения в системе непрерывного профессионального образования

В настоящее время в мире накоплен опыт реализации систем дистанционного обучения (СДО). В целом мировая тенденция перехода к нетрадиционным формам образования прослеживается в росте числа ВУЗов, ведущих подготовку по новым информационным технологиям.

Дистанционное обучение является формой получения образования, при которой в образовательном процессе используются традиционные и специфические методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях.

Основу образовательного процесса при ДО составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого,  который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем и другими обучающимися по телефону, факсу, электронной и обычной почте, а также очно.

Интересно
В «Концепции создания и развития единой системы дистанционного образования в России» дистанционное образование определено как «комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной образовательной среды, основанной на использовании новейших информационных технологий, обеспечивающих обмен учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, компьютерная связь и т. д.)»

В заочном обучении при подготовке магистров и бакалавров могут возникать проблемы, связанные с нехваткой или несоответствием учебнометодической литературы Учебному плану, составленному в соответствии Государственным стандартом. Кроме того, возникают учебно-методически и организационные вопросы как со стороны преподавателя, так и со стороны студентов, требующие быстрейшего разрешения. Одной из основных характеристик дистанционного обучения, позволяющих решать эти проблемы, является повышенная степень интерактивности, особенно проявляющаяся в использовании сетевых компьютерных технологий.

В научно-методической литературе к числу основных особенностей, которые технологии дистанционного образования внесли в заочное обучение, относят:

  • интерактивное взаимодействие между преподавателем и обучаемым в диалоговом режиме, которое, в ряде случаев может приближаться по форме к взаимодействию, происходящему при традиционном аудиторном обучении;
  • быструю доставку учебных материалов в электронном виде;
  • оперативный доступ к базам знаний, размещенным в сети Интернет;
  • тестирование знаний в дистанционном режиме;
  • прохождение виртуального лабораторного практикума;
  • реализация удаленного сетевого доступа к реальному лабораторному оборудованию;
  • создание «виртуальных групп» (оперативное взаимодействие обучаемых  между собой).

Для организации интерактивного взаимодействия, осуществляемого любым участником образовательного процесса как в режиме реального времени, так и путем разновременной коммуникации, используются различные информационнотехнические средства: телефон, факс, электронная почта, программные средства взаимодействия, компьютерная видеоконференцсвязь и т. п.

Использование тех или иных технологий планируется преподавателем в процессе разработки учебного курса. В курсе может использоваться как одна конкретная технология, так и сочетание нескольких технологий. При этом, как отмечается в научнометодической литературе, преподаватель должен руководствоваться следующим принципом: если дидактическая задача может быть реализована за счет применения более простых технологий, то предпочтение должно быть отдано именно им.

Выбор в данной ситуации более сложных технологий не только не принесет ожидаемого результата, но и может отрицательно сказаться на результатах обучения, поскольку, несмотря на интенсивное развитие компьютерных технологий, по-прежнему большое значение имеют учебные материалы, представляемые в печатном виде.

При выборе вида, методов и форм обучения следует руководствоваться особенностями предметной области. В дистанционном обучении учебный курс ориентирован, в основном, на самостоятельное изучение материала.

Преподаватель, создавая курс, должен опираться на определенный уровень сложности с учетом самообразования студентов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)