Дидактические стихи на уроках биологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Преобразования, происходящие в сфере образования, приковывали внимание как педагогов, методистов, так и сторонних наблюдателей не на один год. С учетом этих преобразований разрабатывались новые мето- дики и подходы, способствующие реализации содержания образования, что делается, впрочем, до сих пор.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту ориентация образовательного процесса должна идти на развитие познавательного интереса учащихся и формирование всесторонне развитой личности путём гуманизации, основанного на индивидуальном проявлении личности с творческим подходом.

В полной мере достичь этого можно с помощью гуманитаризации естественно- научного образования (биологического, в том числе) – внедрения гуманитарных наук в другие области знаний, их межпредметная интеграция. Включение стихов дидактического характера в биологическое образование может быть рассмотрено как один из возможных путей гуманизации и гуманитаризации.

Содержание и структура школьного курса биологии выстроено таким образом, что ученикам необходимо усвоить большой объем информации на уровне фактов, идей и понятий. Однако не вся информация способна пробудить познавательный интерес. Одним из методов стимулирования учебно-познавательной деятельности является воз- действие на эмоциональный фон учащихся, путем внедрения художественного слова в процесс обучения.

В организации учебно-воспитательного процесса нужно учитывать, что положительные эмоции повышают уровень функционирования нервных структур, обеспечивают готовность к восприятию информации из внешнего мира. Эмоциональное изложение материала обостряет внимание детей и повышает их интерес к учебе.

Проникаясь посылом поэта, его идеей, ребенок испытывает острые эмоциональные переживания, которые способствуют формированию активной жизненной позиции, чувства гуманизма. Использование видового разнообразия дидактических стихов способствует эмоциональной окраски биологического содержания, позволяет учителю комбинировать их меж со- бой и правильно вплетать различные типы уроков. Также каждый вид дидактического стиха отвечает за определенное развитие способностей, прогресс которых будет идти интенсивно только в том случае, если учитель правильно применит дидактический стих .

Создается ситуация успеха, благотворно влияющая на устойчивое развитие мотивации к обучению. По- мимо этого, школьники реализуют свои интеллектуальные и творческие способности, проявляют свою индивидуальность. Знакомство со синквейном должно протекать планомерно.

Например, на некоторых занятиях включать его в начале или в конце урока, в качестве актуализации знаний или закрепления пройденного материала, без первой строки, отражающего тему синквейна. Прочувствовав, что представляет собой синквейн, ознакомившись с его необычной формой, школьники будут подготовлены к его реализации.

Интересно
Анализ творческих работ школьников позволяет оценить уровень владения изученным материалом, а также проследить направление формирования отношения к изучаемым объектам со стороны учащихся. Таким образом, создаются условия для осуществления психологически комфортной коррекции пробелов в знаниях учащихся, а также процессов лабилизации их отношения к изучаемым природным объектам.

Таким образом, дидактическая поэзия существовала и существует вплоть до настоящего времени. Однако, если ранее могли выпускать целые учебные пособия в стихотворном изложении, сейчас поэтические обобщения научных теорий встречаются эпизодически, чаще излагаются образной прозой, изредка дополненной стихотворными строками различных поэтов. Методисты прошлого были больше озабочены поэтическим обобщением идей науки и сами выступали в роли поэтов, нежели современные.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)