Дидактические игры

Дидактическая игра представляет собой сложное, педагогическое явление, представляя одновременно и игровой метод, и форму обучения детей.

Дидактические игры способствуют развитию познавательных и умственных способностей (получение новых знаний об окружающем мире и высказывание суждений и умозаключений), развитию памяти и внимания, развитию речи в процессе пополнения и использования словаря; способствуют социально-нравственному развитию дошкольника в процессе взаимодействия между другими детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы.

К основным структурным компонентам игры относятся: дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал.

К дополнительным структурным компонентам игры относятся сюжет и роль.

Л.А. Венгер предлагает следующую технологию проведения дидактической игры:

  1. Ознакомление участников с содержанием игры с использованием дидактического материала (предметы, картинки, вводная беседа).
  2. Объяснение правил игры, установка на четкое выполнение предъявленных правил.
  3. Показ действий предстоящей игры.
  4. Определение места и роли педагога в игре – в качестве играющего, болельщика или арбитра.
  5. Подведение итогов после проведения игры: важный момент в педагогическом управлении игрой, который позволяет выявить индивидуальные особенности и способности детей для организации дальнейшей индивидуальной работы с ними. Кроме того, данный этап дидактической игры служит способом формирования навыков саморефлексии, которая, в свою очередь, развивает функцию самоконтроля и самооценки, важную для дальнейшей учебной деятельности детей.

Обучение в форме дидактической игры отвечает в полной мере возрастным особенностям дошкольника старшей и подготовительной групп детского сада.

Дидактические игры различаются по содержанию, формам познавательной деятельности детей, действиям и правилам, формам взаимоотношений детей, роли педагога.

К видам дидактических игр, использующихся в целях целенаправленного обучения, можно отнести:

  • игры с предметами или игрушками;
  • словесные игры;
  • настольно-печатные игры.

Игры с предметами основаны на стремлении ребенка действовать с предметами и так знакомиться с ними. В играх с предметами дошкольники учатся сравнивать, определять сходства и различия предметов.

Задача игр с предметами – познакомить детей со свойствами, величиной, цветом предметов. В играх по окружающему миру используется природный материал (листья, цветы, овощи, фрукты и др.).

Настольно-печатные игры являются занятием для дошкольников при ознакомлении с окружающим миром. Это всем известные «лото» и «домино», а также «парные картинки», с помощью которых можно развивать речевые умения, умственные способности, логическое мышление, внимание и навыки самоконтроля.

Словесные игры являются методом формирования самостоятельности мышления и развития речевых навыков у детей-дошкольников

Представлены они решением мыслительных задач, в процессе решения которых развивается речь ребенка.

Своеобразие дидактической игры определяется сочетанием дидактической и игровой задач. С преобладанием обучающей задачи игра превращается в упражнение, а усиление игровой задачи утрачивает обучающее значение дидактической игры.

Интересно
Если в младшем возрасте превалирует игровая задача, то в старшем дошкольном возрасте первостепенной должна быть обучающая задача, что позволяет соблюсти преемственность дошкольного и начального образования.

Дидактическая игра будет успешной, если ее правила становятся регулятором детской деятельности, которая основана на интересе, а не на требовании взрослого. Если в сюжетно-ролевой игре правила могут не осознаваться, то в дидактической они принимаются и выполняются осознано.

К условиям, обеспечивающим соблюдение правил в дидактической игре относятся: коллективная организация деятельности, когда участники согласуют свои действия и контролируют выполнение правил; создание разновозрастных групп, где старшие дети находятся в позиции обучающего и передают свой опыт игры младшим.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)