Диагностический минимум

Напомним, что нами в рамках психолого-педагогического со­провождения школьников в процессе обучения предусмотрено проведение диагностических минимумов в четырех ученических параллелях.

Их выбор, как мы уже говорили, не случаен, он обусловлен теми объективными и субъективными сложностя­ми, с которыми сопряжено обучение детей и подростков в эти школьные периоды.

Более того, некоторые из них настолько важны с точки зрения содержащихся в них потенциальных возможностей и опасностей развития и обучения школьников, что они включают в себя два диагностических обследования по дан­ной схеме. Конкретно это касается периодов поступления в школу и перехода в среднее звено.

Перед психологом и педагогами последовательно встают две важные задачи сопровождения, которые не могут быть решены одновременно. Первая — это определение готовности ребенка к обучению в новых условиях, будь то начало школьной жизни вообще, либо переход к предметному обучению.

Сопровождающая деятельность на этом этапе ориентирована, с одной стороны, на оказание необходимой по­мощи детям с низким уровнем такой готовности, а с другой стороны, на модификацию учебного процесса с учетом реаль­ных психологических особенностей и возможностей первоклас­сников.

Вторая — это адаптация школьников в новой социаль­но-педагогической среде; создание условий для эффективного приспособления к новой ситуации и помощь школьникам, испытывающим различные трудности в выработке приспособи­тельного стиля поведения и отношения.

Имеющийся сегодня в распоряжении школьного психолога научный багаж не позволяет своевременно, еще до смены со­циально-педагогической ситуации, спрогнозировать все воз­можные варианты адаптационного периода для данного школь­ника и исключить деструктивные пути приспособления.

Высо­кая степень готовности не свидетельствует однозначно о благоприятном прогнозе в отношении адаптации.

Поэтому в настоящий момент мы не видим возможности обеспечить пси­холога и педагогов необходимой информацией для решения обеих задач одновременно, в процессе одного диагностическо­го минимума.

В рамках нашей модели предполагается прове­дение двух диагностических минимумов на этапе поступления и адаптации в школе и двух диагностических минимумов при переходе в среднее звено.

Один минимум в каждой паре на­правлен на определение готовности к переходу к обучению в новых условиях, второй — на выявление особенностей процес­са адаптации и возникающих трудностей.

В целом система диагностических минимумов, через кото­рую проходит каждый школьник в период десятилетнего обу­чения, может быть представлена в следующем виде:

  • обследование дошкольников на этапе приема в школу;
  • обследование первоклассников на этапе адаптации в школьной среде;
  • обследование третьеклассников на этапе окончания начальной школы;
  • обследование пятиклассников на этапе адаптации в среднем звене;
  • обследование подростков в период острого возрастно­го кризиса;
  • обследование старшеклассников.

В основе всех диагностических минимумов лежит психоло­го-педагогическая карта школьника и составляющие ее пара­метры. Вместе с тем роль и «удельный вес» различных факторов меняется и зависит от возраста школьников, целей и задач обследования на данной ступени обучения. Остановимся на этом подробнее.

Прием в   школу. Целью диагностики является определение когнитивной, мотивационной и эмоционально-волевой готовности детей к обучению в начальном звене школы.

Соответственно, в процессе анализа диагностические результаты конкретного ребенка будут сравниваться с определенными параметрами психолого-педагогических требований к содержанию статуса первоклассника.

Чем больше уровень развития дошкольника на момент обследования соответствует содержанию статуса первоклассника (по определенным параметрам), тем выше будет оцениваться степень готовности ребенка к обучению, приобретению тех или иных психологических и социальных навыков, формированию тех или иных психологических новообразований.

Адаптация в   школьной   среде. Целью диагностики является изучение степени и особенностей приспособ­ления детей к новой социальной ситуации.

В рамках нашего подхода, на операциональном уровне, мы рассматриваем адаптацию с точки зрения соответствия диагностических данныхконкретного ребенка системе психолого-педагогических требований к обучению и поведению школьников.

По всем основным для данного возраста параметрам статуса результаты обследования будут сравниваться с содержанием конкретныхтребований и их близость будет свидетельствовать об адаптированности ребенка, частичные несоответствия (ситуации, когда отдельные особенности поведения, обучения или эмоционального состояния не соответствуют предъявляемым требованиям)— о потенциальной дезадаптации и частичной неприспособленности ребенка, значительные несоответствия — о дезадаптации.

Окончание третьего   класса. Основная диагностическая задача — выявление степени социально-психоло­
гической готовности детей к обучению в среднем звене.

Работа с результатами обследования разворачивается по той же схеме, что и в первом диагностическом минимуме: результатысравниваются с содержанием системы психолого-педагогических требований, предъявляемых к пятиклассникам, и т. д.

Различие состоит в выборе конкретных параметров статуса, по которым осуществляется оценка уровня и особенностей го­товности.

Если при приеме в школу это в основном когнитив­ные и мотивационные параметры, то при переходе в среднее звено важную роль начинают играть характеристики обще­ния, отношения к значимой деятельности.

Адаптация школьников в среднем звене. Цель — изучение степени и особенностей приспособления школьников к новым социально-педагогическим условиям обучения. Методика анализа данных уже описана выше, в п. 2.

Период острого подросткового кризиса. Цель диагностического минимума — получение достоверной
информации о социально-психологическом статусе учащихся в наиболее сложный период психического развития в школьном возрасте. Необходимость такого обследования очевидна.

Педагогический диагноз, выставляемый подростку на основании плохой успеваемости или отклоняющегося поведения, часто бывает ошибочным. Иногда в силу приписывания школьнику злого асоциального умысла, психической неполноценности и др.

Чаще — из-за объективной невозможности найти причины различных проблем подростка без серьезных психологических обследований.

В процессе сравнения полученных результатов с системой психолого-педагогических требований могут быть определены сферы преимущественной локализации проблем подростка и, что очень важно, сделаны обоснованные предположения об их источниках. При необходимости выдвинутые гипотезы проверяются в углубленном обследовании.

Обследование старшеклассников. В отношении данного, последнего диагностического минимума мы не беремся однозначно определить цели и задачи.

Дело в том, что проведение этого этапа общего обследования может быть оставлено, на наш взгляд, на усмотрение школьного психолога и педагогического коллектива. Во всяком случае, при большой загруженности специалиста работой в других паралле­лях, от него можно полностью или частично отказаться.

Что же касается его цели, то она, в зависимости от конкретных социально-педагогических установок педагогического коллек­тива школы и администрации, от школьной ситуации (напри­мер, существования наборных старших классов, вузовской системы обучения и др.), может задаваться и с точки зрения адаптации школьников .в старшем звене, и с точки зрения их

Классный журнал служит источником информации об объ­ективных педагогических показателях школьной успешности ребенка (оценках).

Их анализ позволяет выяснить, насколько стабильно учится ребенок и подросток (по динамике или разбросу оценок), сравнить успешность обучения по разным пред­метам, сравнить объективные достижения каждого ученика с достижениями одноклассников.

Аналаз ученических тетрадей служит дополнительным источником информации об особенностях познавательной дея­тельности ребенка (внимательность, утомляемость, характер типичных ошибок и др.), тонкой моторики.

Внимательный про­смотр тетрадей позволяет педагогу или психологу извлечь из них дополнительные сведения об отношении ребенка к учебе и к отдельным предметам, о некоторых его личностных и характерологических особенностях (аккуратность, ответственность, пунктуальность и др.).

Повторное обращение к сведениям, полученным на пред­ыдущих этапах сопровождения, позволяет уточнить причины тех или иных дезадаптивных проявлений и вернее определить пути оказания помощи.

Выше уже отмечалось, что в диагностическом минимуме делается упор на экспертные методы изучения психолого-педагогического статуса. К обследованиям самих школьни­ков прибегают лишь в случае объективной невозможности получить достоверную информацию другими способами.

Но и в такой ситуации необходимо ограничиваться методами экспресс-диагностики (их сегодня принято называть скрининговыми методами), ориентированными на групповое прове­дение. В наиболее полной форме этот принцип реализовы­вается в минимумах 1-го и 3-5-го классов.

У детей этих воз­растов, по нашему мнению, исследование поведения и реальных результатов деятельности (учебной прежде всего) может многое сказать о внутреннем психическом состоянии ребенка, его эмоциональном отношении к миру, значимой деятельности и самому себе.

То есть внутренние психологи­ческие проблемы в той или иной форме отражаются в пове­дении и эффективности учебной деятельности. Правда, при этом возникает другая проблема — определить основную причину изменения поведения и ухудшения обучения. Ска­жем, хроническая неуспешность может быть как следствием

нарушений собственно познавательной сферы, так и резуль­татом высокой личностной тревожности. Эта проблема решается в углубленном обследовании.

Минимумы 8 и 10 классов значительно расширяются за счет тестовых методик, направленных на обследование самих детей (выявление системы отношений, эмоционального состоя­ния).

Связано это с тем, что серьезные психологические про­блемы подростка могут непосредственно не отражаться во внешнем поведенческом плане достаточно долгое время.

При этом они подтачивают психическое и соматическое здоровье школьника, уменьшают его потенциальные возможности, со­здают ситуацию скрытого кризиса.

Диагностический минимум на этапе приема в первый класс полностью реализуется в индивидуальном обследовании де­тей.

Связано это с тем, что организационно очень трудно про­вести сбор необходимой экспертной информации от педагогов дошкольных учреждений, еще сложнее получить достоверную информацию об особенностях когнитивного, волевого и соци­ального развития ребенка от родителей.

Прием в первый класс предполагает опрос родителей, но его целью является выясне­ние возможных причин тех трудностей, которые выявлены в обследовании самих школьников.

Одна из наиболее серьезных проблем диагностического минимума — подбор методических процедур. Для многих школьных психологов эта проблема стоит настолько остро, что при построении диагностической работы они исходят не из целей и задач своей профессиональной деятельности, а из возмож­ностей найденных методик.

По сути дела, часто на практике дело обстоит именно таким образом: что нашел, то и провожу. Мы изначально отказались от такого пути. Принципиально важными являются цели и задачи школьной психологической практики, вопрос о конкретных методиках встает даже не во вторую, а в третью очередь.

Остановимся на этом подробнее. Прежде всего для того, чтобы показать линию наших рассуж­дений, почему мы вышли на те или другие скрининговые мето­дики.

Кроме того, изложение алгоритма позволит тем психо­логам, которые работают в нетрадиционных авторских шко­лах, самостоятельно выйти на подходящие им диагностические средства и приемы.

Теми, которые предлагаются в нашей мо­дели, им не всегда удастся воспользоваться в силу специфичности психолого-педагогических требований к обучению и по­ведению школьников в таких учебных заведениях.

Итак, общий принцип отбора диагностических средств для проведения скрининговых обследований состоит в следующем:

Разработка представлений о психолого-педагогичес­ком статусе школьника и наиболее значимых его па­раметрах на данном этапе развития

Разработка системы психолого-педагогических требо­ваний к содержанию выделенных параметров статуса

Описание конкретных психолого-педагогических харак­теристик школьника, которые должны быть выявлены в процессе диагностики

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)