Деятельность и личность как психологические категории

Понятие деятельности применимо только к человеку. Оно означает такое взаимодействие человека с окружающим миром, в процессе которого достигаются сознательно поставленные им цели. Вытекает из приведенного понимания деятельности и такое ее определение: деятельность – это решение человеком осознанной задачи. При этом под задачей понимается цель, поставленная в конкретных условиях. Однако, это определение менее четкое и скорее относится не к деятельности, а к действию.

В излагаемой системе понятий действие, являющееся элементом деятельности, определяется элементарной, не разложенной на более простые, но осознанной его целью.

Каждое действие, взятое за целое, имеет свои подструктуры, которыми являются его цель, мотив, способ и результат. Эта цель определяется не только их временной взаимосвязью, но и сложными соподчинениями. В этой системе понятий надо определить и навык – как действие, изменившее свою подструктуру в процессе его повторения, упражнения и обучения ему. Так формируемый навык в итоге становится способом выполнения более сложного действия, которое, в свою очередь, может стать навыком.

Уточним еще несколько понятий из системы, входящей в категорию деятельности, взятой за целое.

Цель как психическое явление – это ожидаемый результат деятельности. Она может быть материализована и стать не субъективной, а объективной реальностью, например, в виде записанного в
дневнике задания на дом.

Мотив – это психическое явление, ставшее внутренним побуждением к деятельности. Как и все психические явления, он может быть кратковременным психическим процессом; он может быть и состоянием; может он стать и свойством личности. В последнем случае этот наиболее стойкий мотив деятельности одновременно является свойством направленности личности. Мотивы чаще всего смешивают со стимулами.

Стимул – это явление объективной реальности, которое, отражаясь сознанием, становится мотивом. Причем, один и тот же стимул и у различных личностей, и у одной, но в разное время, может стать весьма различными мотивами.

Поскольку и деятельность, и действия могут быть как внутренние, психические, так и внешние, предметные, они могут иметь и такие же, соответствующие, результаты. Но внутренняя деятельность есть и результат, и предпосылка предметной деятельности.

Все сказанное о деятельности относится не только к деятельности отдельных индивидов, взятых самих по себе, но и к деятельности группы. Однако последняя, имея обратимое влияние на каждого индивида, тем самым влияет на его деятельность, и потому не является простой суммой индивидуальных, внегрупповых деятельностей.

Как было сказано, деятельность – это функция человека в целом. Шофер “крутит баранку” руками,’ а тормозит ногой, а не своей личностью. Но вне личности нет человека. Личность это та совокупность достаточно стойких психических процессов, которая, находясь между стимулом и реакцией (свойственным в чистом виде только животным) превратила у человека стимул в объективную цель деятельности, а реакцию – в саму деятельность. В аспекте категории деятельности ее цель, мотивы и способы потому должны пониматься личностно, что они в аспекте категории личности ею являются или входят в нее.

Наиболее кратким, и вместе с тем, наиболее емким, определением личности, как подструктуры человека, не тождественной ему в целом, является следующее: личность – это человек как носитель сознания. (Системно-структурный анализ личности будет дан далее в разделе “Психология личности”.)

Различают развитие психики как понятие общепсихологической категории и как принцип психологии, говорящий о постепенном усложнении организации психики по форме и содержанию, совершенствовании ее функционирования, при отрицательном развитии психики происходят ее дезорганизация, дезинтеграция и распад. Наиболее существенно развитие психики проявляется в развитии личности.

Одним из видов развития психики является ее созревание, под которым понимают генетически определяемое развитие нервной системы (например, миелинизация нервного волокна) и всего организма (в частности, эндокринной системы), проявляющееся в развитии психических явлений (усиление с возрастом смысловой памяти и ослабление механической, возникновение и ослабление половой направленности и т.п.).

Изменение психологической структуры личности, главным образом ее содержания, происходит под влиянием внешних воздействий. Различают стихийное и целенаправленное формирование личности.
При формировании личности видами внешнего воздействия, определяющими формирование личности, являются тренировка, упражнение, обучение и воспитание (см. раздел “Психология личности”).
Такова система основных психических категорий и понятий, уточнение которых необходимо для более глубокого раскрытия психологической категории сознания.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)