Дети богатых

<Детей преуспевающих родителей не подхлестывает бедность. Им никогда не приходилось пробивать себе путь из трущоб. Они довольно легко сохраняют то имущественное положение, к которому привыкли с детства, и у них нет побуждений делать вообще какие бы то ни было усилия>, – считает С.Паркинсон1).

<Новые поколения детей, родившихся в богатых семьях, считают богатство чем-то естественным, а поэтому у них меньше стремления добывать материальные ценности, чем у их родителей>, – считает Г.Кант).

Два понятия – беспризорность и призрение – имеют между собой не только много общего, но и происходят из одного корня. Действительно, слово <призревать> в русском языке значит опекать

Специалисты включают в совокупность действий, при помощи которых осуществляется призрение, если оно мыслится как институциализированная социальная практика (осуществляемая официальными учреждениями под контролем и управлением государства), следующие виды помощи:

  • Детям-инвалидам;
  • социальным сиротам;
  • детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей;
  • беспризорным;
  • детям, бежавшим от войны;
  • детям с дивиантным поведением.

Институт общественного призрения в нашей стране, получающий государственное судсидирование, включающий сотни тысяч штатных сотрудников и наемных работников – от социальных работников, нянечек и учителей до врачей-логопедов и сантехников, тысячи заведений, институов, лабораторий, санаториев и т.п., осуществляет свои функции в следующих формах и типах учреждений:

  • школы-интернаты;
  • детские дома;
  • трудовые и воспитательные колонии;
  • приюты;
  • временные приюты;
  • семейные детские дома;

Детская беспризорность – отсутствие у детей и подростков места жительства или места пребывания. Это особое социальное положение несовершеннолетнего, которое можно назвать еще экстремальным и маргинальным.

Его характеризуют такие признаки, как:

а) отсутствие постоянного места жительства (бездомность);
б) разрыв отношений с родителями (либо лицами, заменяющими их), родственниками, педагогами, воспитателями;
в) отчуждение от всех институтов социализации детей и подростков (семьи, учебно-воспитательных, досуговых, медицинских и подобных им учреждений);
г) незанятость общественно полезным трудом (учебой, работой).

Бездомными считаются люди, не имеющие жилья (ни собственного, ни служебного, ни взятого в наем, ни предоставленного на долговременной основе родственниками, друзьями, знакомыми), или пользующиеся доступом к жилью на эпизодической основе и рискующие остаться без него в любой момент.

Иными словами, это – “уличные” бродяги и бомжи. Их основное место ночлега – вокзал, чердак, подвал, улица. В “Словаре русского языка” С. И. Ожегова бездомный трактуется как “человек, не имеющий жилья, приюта”.

Синонимом термина “бездомный” в русском языке является термин “беспризорный, лишенный (или не имеющий) крова или крыши над головой”. Согласно американской “Энциклопедии социальной работы”, бездомным считается человек, “не имеющий постоянного жилища, не ведущий оседлый образ жизни”.

Бездомность трактуется и как отсутствие укрытия, проживание в убежищах без права на владение ими и под угрозой немедленного выселения; и как проживание в общежитиях, ночлежках; и как проживание в домах на снос; и как проживание на площади друга.

В России к числу бездомных можно отнести тех, кто ютится на чердаках и в подвалах; кто проживает в общежитиях, ночлежках и домах, предназначенных на снос; проживающие у друзей.

Существует и скрытая бездомность – это семейные общежития, разведенные люди, молодые специалисты, люди, поехавшие на великие стройки, за заработками на рыбную путину и не сумевшие там определиться и найти постоянное место работы и жительства.

Беспризорный – это обычный ребенок, лишенный заботы родителей или семьи, не находящийся под опекой специализированного детского учреждения, ведущий бездомный образ жизни. Сегодня беспризорников называют <дети улицы>, <дети подземелья>, т.е. люди, лишенные полноценной заботы.

Как говорят медики, очень часто первым симптомом проблем с сердцем является смерть.

Беспризорными на Руси считали детей, бродяжничавших и побиравшихся вместе с родителями, проживавших в сообществе воров и проституток. Тогда значение термина не было четко сформулировано, и употреблялся он как в отношении детей, так и взрослых.

Но сегодня в эту категорию могут быть включены: оседлые семьи профессиональных нищих; беженцы и сезонные рабочие, приезжающие на заработки с детьми, которые большую часть дня предоставленные сами себе и не посещают ни школу, ни другие детские заведения.

Термин “беспризорный” возник еще в XVII веке с зарождением государственной заботы о нищих и бездомных. К концу XVIII века им все чаще обозначают несовершеннолетних, преимущественно до 14-16 лет.

В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей. И в этом случае общество и государство берет на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей.

Ребенок, потерявший родителей – это особый, по-настоящему трагический мир. Потребность иметь семью, отца и мать – одна из сильнейших потребностей ребенка.

В настоящее время в обыденной речи и в теоретических исследованиях широко используются два понятия – сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство). Дети-сироты – это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Социальный сирота – это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях.

Социальное сиротство – социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д.

Попечительство – это форма защиты личных и имущественных прав несовершеннолетних (и некоторых других категорий людей). Понятие, близкое к опеке.

Опека – это “форма охраны личных и имущественных прав недееспособных лиц (детей, лишившихся родителей, душевнобольных”. Под опекой также понимают лица и учреждения, на которые возложено такое наблюдение.

Лицо, которому поручена опека, называют опекуном, а его обязательства опекунством. Под попечение, по сравнению с опекой, может попадать значительно более широкая категория детей. К ним относятся дети, родители которых:

  • умерли;
  • лишены родительских прав; · ограничены в родительских правах;
  • признаны безвестно отсутствующими;
  • недееспособны (ограниченно дееспособны); · отбывают наказание в исправительных колониях;
  • обвиняются в совершении преступлений и находятся под стражей;
  • уклоняются от воспитания детей;
  • отказываются забрать детей из лечебных, социальных учреждений, куда ребенок помещен временно.

Согласно закону РФ “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” опека и попечительство – норма устройства таких детей для содержания, воспитания, образования, защиты их прав и интересов.

Опека устанавливаются над детьми, не достигшими возраста 14 лет, попечительство устанавливается над этой категорией детей в возрасте от 14 до 18 лет. В дальнейшем, употребляя слово “сирота”, мы будем иметь в виду и ребенка, оставшегося без родителей, и социального сироту.

В русском языке словом “сирота” обычно называется ребенок, лишившийся одного или двух родителей. Но не только он. Согласно словарю В.И. Даля, диалектным словарям, так же обозначается “вообще беспомощный, одинокий, бесприютный, бедняк; в этом значении и старики, и старухи зовут себя сиротами, и так же зовут нищих и побирушек”.

В обиходе и фольклоре сиротой называются персонажи, лишившиеся опекуна, защитника, например, девушка, оставленная любимым, или товар (дом) без хозяина. В Древней Руси сиротами назывались крестьяне.

Историк Б.Д. Греков пишет, что “сиротами” на территории северо-восточной Руси назывались крестьяне-смерды. Слово смерд М.Фасмер соотносит со смердеть, смородъ: “Это слово носит отпечаток презрения к земледелию, которое расценивалось как низменное занятие”.

Сирота“становится синонимом слова “смерд” по той причине, что обозначает человека, стоящего на низкой ступени социальной лестницы. В России 16-17 вв. крестьянские сироты, выросшие в монастырях и кабально зависевшие от них, назывались детеныши.

Сиротами считаются все оставленные и прежде всего оставленные родителями дети, судьбой и удачей – нищие, мужьями – вдовы. Сиротами было принято также называть детей солдат. Применение слова “сирота” к детям солдат связано с тем, что рекруты и солдаты воспринимаются как социальная группа, занимающая пограничное положение между миром людей и миром мертвых, поскольку они отдалены от семьи.

Все они – оставленные, брошенные, покинутые, т.е. относятся к категории социальных изгоев и, подобно слою неприкасаемых в кастовой системе Индии, русские сироты стоят вне классовой структуры.

Поскольку они вызывают у народа жалость и сострадание, обласканы русским фольклором, сказаниями и песнями, то помещать их на социальное дно, относить к андерклассу, как это делается с презираемой всеми кастой неприкасаемых, по всей видимости, нельзя.

Маргинальность сирот выражается в том, что они стоят сбоку – на обочине полнокровной общественной жизни. У южных славян сирот не допускают к участию в свадебном обряде. В Сербии муку для свадебного печенья могут просеивать только девушки, имеющие родителей.

Считается, что это избавит молодую от одиночества и бед семейной жизни. В некоторых свадебных ритуалах обязательно должны участвовать мальчики, при этом следят, чтобы их родители были живы.

В Болгарии не приглашают сироту на третий день после родов, когда задабривают наречниц (орисниц), которые определяют судьбу новорожденного. Столь же характерен сербский запрет сиротам первый раз зажигать огонь в новом доме.

Сирота может передать свою участь окружающим, поэтому в ряде обрядов его следует отстранить от участия в них. У гайлуитов (Британская Колумбия) вдовцам и вдовам, сиротам и незамужним не позволяется есть первую семгу улова. Если бы они попробовали этой первой рыбы, ход семги оказался бы ничтожным.

Все наслаждения и роскошь, воспринятые туманным сознанием глупца, окажутся жалкими по сравнению с сознанием Сервантеса, пишущего в тесной тюрьме своего Дон-Кихота.
А.Шопенгауэр

Не всегда причиной сиротства являлась смерть обоих родителей. Австралийские аборигены звали <сиротой> и такого ребенка, у которого умерла только мать.

Дети, потерявшие родителей, обычно не погибали и не голодали, однако <сирота>, в представлении аборигенов,-это несчастный и плохо воспитанный ребенок, который вечно плачет и что-то просит. Образ сироты часто встречается в австралийском фольклоре; в мифах и сказках сирота – это ребенок, за которым плохо следят и который в конце концов доводит до беды и себя, и всех взрослых.

Положение сирот в обществе всегда являлось депривелегированным: девочки-сироты нанимались няньками, а мальчики шли в подпаски. Согласно белорусской легенде, волков Бог создал специально для того, чтобы сироты могли пастушеством зарабатывать себе на жизнь.

Восприятие сироты как самого беззащитного и обездоленного в обществе отразилось в народном творчестве. За ним закрепилось понятие <недоля>. В русском языке слово <доля> выражает не только количественную меру целого, но и правовое понимание части наследуемого имущества.

Поскольку без такого стартового капитала трудно надеяться на удачную карьеру, а у сироты нет того, что завещают ему родители, судьба его, согласно народным поверьям, скорее всего не сложится. Иными словами, его ждет <недоля>. Отсюда и широко распространенные представления о <сиротской недоли>.

Мотив сиротства как устойчивая семантическая единица использовался широко и в устном народном творчестве и в художественной литературе. О человеке, который прикидывается несчастным, обиженным, беспомощным, чтобы кого-нибудь разжалобить, говорят <казанская cирoтa>.

Поверья фиксируют связь сирот с русалками, богинками. Покойные родители сирот в поверьях выступают  как предки-покровители, а в быличках – как заложные покойники, приносящие вред живым. Сиротство – одна из основных тем похоронных причитаний. В сказках, например в <Сивке-Бурку>, главный герой – младший сын-сирота.

И в знаменитой <Золушке> героиня – почти сирота (есть отец, но нет матери). В частушках <сиротами> называются собственно сироты, девушки, расставшиеся с любимыми, солдаты, их дети, жены, дома, хозяева которых уехали.

Здесь сирота выражает чувство одиночества и оставленности. Оно должно вызвать у слушателя сострадание к герою. Немало и баллад, в которых действует сирота. В духовных стихах слово сирота обычно употребляется в расширительном значении, так называются все оставленные и беззащитные.

В рекрутских песнях довольно часто рисуется картина несправедливости по отношению к сиротам. Распространены песни, содержащие жалобы сирот на несчастливую судьбу, клевету со стороны окружающих. Есть и такие песни, в которых родные не велят брать замуж девушку-сироту.

В традиционной культуре сирота часто оценивается негативно, поскольку может передать свое несчастье окружающим. Это проявляется в поверьях, запрещающих жениться на вдовце, имеющего грудного ребенка.

Распространены запреты на участие сирот в свадебном, родильных ритуалах, поскольку оно может повлечь за собой негативные последствия для новорожденного или новобрачной. Подобного рода запреты распространяются и на предметы, название которых связано со словом сирота.

Так, запрещено брать для строительства дома бревно с двойной сердцевиной – пасынком. В фольклоре образ сироты появляется в тех случаях, когда требуется вызвать жалость к герою или отметить, что он принадлежит к категории “оставленных”, как в песнях,  частушках.

В былинах сиротство лежит в основе конфликта: сын-богатырь либо мстит за отца, либо, в случае “мнимого сиротства” с ним сражается.

Содержание баллад – плохое отношение мачехи к падчерице, но справедливость баллада не восстанавливает. В лирические песни проникают два противоположных представления о сироте: о “недоле” с одной стороны, и о способности влиять на плодородие с другой, песни последнего типа часто используются в обрядах.

И, наконец, в песни и баллады проникают представления о “нерожденности” и “невоспитанности” сироты людьми, его рождают и воспитывают силы природы.

В социальной опеки и призрении нуждается также такая категория детей, как <бродяжки>.

В отечественной литературе под термином “бродяжничество” принято понимать систематическое перемещение лица в течение длительного времени из одной местности в другую либо в пределах одной местности (например, города) без постоянного места жительства с существованием при этом на нетрудовые доходы.

Бродяжничество является одной из крайних форм аутсайдерства. Социальные аутсайдеры – это люди, которые в силу ряда объективных и субъективных причин не смогли найти достойное место в обществе и оказались в самых низших его слоях.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)