Делинквентная субкультура

Наибольший вклад в изучение делинквентных, или асоциальных, субкультур внесли американские социологи А. Коэн и В. Миллер. Теория субкультур трактует, что у преступников складывается особая асоциальная субкультура, т.е. своя мораль, своя система ценностей и норм, противостоящая ценностям общества, в которой само преступление является морально оправданным.

В ней возможно, например, такое противоречивое понятие, как «честный вор». Личность развивается и действует в соответствии с ценностями и нормами своего криминального окружения, не воспринимая ценностей культуры общества в целом.

В. Миллер считал, что асоциальная субкультура чаще развивается в низших слоях общества. Ее ценности и установки возникают в результате иммиграции из других стран, внутренней миграции из сельской местности в город, перемещения из одной социальной группы в другую, когда мигрант не может (или не хочет) быстро освоить ценности новой среды.

Субкультура развивается постольку, поскольку существует проблема адаптации (приспособления) к другой культуре, но это приспособление носит конфликтный характер. Другими словами, возникновение субкультуры обусловливается потребностью в адаптации к непривычной среде, а ее носителями являются маргиналы — лица, утерявшие старую куль-туру (или сознательно отказавшиеся от нее), но не сумевшие (или не желающие) усвоить новую.

Теория субкультур широко применяется при изучении рецидив-ной и профессиональной преступности и особенно в пенитенциарной криминологии — при изучении преступности в местах лишения свободы.

Считается, что основным фактором, продуцирующим преступность в исправительных учреждениях, является именно асоциальная субкультура осужденных: большинство преступлений связано или с нарушением норм сообщества осужденных или со стремлением отстоять либо повысить свой статус в сообществе.

В отечественной и зарубежной социологии и криминологии выдвигались различные гипотезы по объяснению причин возникновения асоциальной субкультуры осужденных. Одни ученые видят при-чины этого явления в остаточном действии воровских традиций. Конечно, социальное наследование играет свою роль, однако сам факт существования традиций не объясняет ни причин их возникновения, ни заложенного в них содержания.

Представители другой точки зрения (например, польский социолог Я. Курчевский) объясняют возникновение субкультуры воз-действием сексуальной изоляции, которая делит людей на активных и пассивных гомосексуалистов, позволяя первым морально оправдывать сексуальную эксплуатацию вторых. Из этой гипотезы следует, что сексуальная изоляция должна вызывать проявления асоциальной субкультуры везде, где свобода разнополых сексуальных контактов ограничена.

Другие исследователи (польские криминологи А. Подгурецкий, Б. Холыст) подвергают критике эту гипотезу как весьма ограниченную. Действительно, условия сексуальной изоляции не всегда ведут к возникновению субкультуры (например, полярники на зимовке). В то же время она проявляется в закрытых учреждениях для подростков 11—12лет, у которых сексуальные устремления еще не сориентированы.

Поэтому представляется более естественным, что истоки возникновения субкультуры осужденных связаны с изменением характера жизнедеятельности личности в условиях лишения свободы. То есть и субкультура осужденных также является по своей социальной сущности адаптивным, приспособительным механизмом.

Для мест лишения свободы асоциальная субкультура — явление закономерное и объективное. Ее не следует считать продуктом «злой воли» преступников, объяснять социально-нравственной запущенностью осужденных.

Специфичность субкультуры определяется уникальностью взаимосвязанных факторов, присущих в полной мере только наказанию в виде лишения свободы, а именно: принудительная изоляция индивидов от общества; включение индивидов в однополые группы на уравнительных началах; жесткая регламентация поведения во всех сферах жизнедеятельности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)