Чтение

Чтение как вид речевой деятельности развивается на основе аутентичных текстов разного жанра, имеющих коммуникативную и личностно-ориентированную направленность.

Прежде чем приступить к работе над текстом, учителю рекомендуется определить, с какой целью данный текст может быть использован:

  • для ознакомления с общим содержанием текста (ознакомительное чтение);
  • для выборочного ознакомления с определенными положениями текста (просмотровое чтение);
  • для подробного изучения содержания прочитанного материала
    (изучающее чтение).

Аутентичный текст рассматривается как основа личностно-ориентированного общения. Это означает, что с помощью взаимосвязанных упражнений обеспечивается постепенный переход от опосредованного общения (с опорой на текст) к непосредственному (активному использованию языковых и речевых средств в ситуациях общения).

Учителю необходимо формировать у учащихся разнообразные умения:

  1. Рецептивные умения:
    1. предвосхищать содержание текста с помощью заголовка, схемы, комментария, иллюстративного материала с опорой на наводящие вопросы;
    2. понимать общее содержание прочитанного с выделением основной мысли, идеи, ключевой информации;
    3. понимать полное содержание прочитанного с опорой на известные понятия;
    4. извлекать из прочитанного нужный факт или событие;
    5. прогнозировать события и факты, опираясь на заголовок, схему, комментарий, иллюстративный материал, с обсуждением при парной или групповой работе.
  2.  Репродуктивные умения:
    1. воспроизводить прочитанное с опорой на ключевые слова, план, наводящие вопросы;
    2. делить текст на смысловые части, выделять в них главное;
    3. сокращать текст за счет устранения второстепенной информации для последующей передачи его содержания в форме диалога или монолога;
    4. конструировать диалог в форме интервью, разговора на основе прочитанного текста;
    5. составлять реферат, записывать тезисы.
  3. Репродуктивно-продуктивные умения:
    1. раскрывать и обсуждать проблемы с опорой на текст;
    2. составлять план выступления по проблеме и делать краткие записи к каждому пункту плана;
    3. передавать содержание текста от имени автора, 3-го лица, от себя лично;
    4. реконструировать текст в интервью, беседу и инсценировать его в парной (или групповой) работе;
    5. обобщать проблему, привлекая уже известные факты из других областей повседневной жизни.
  4. Продуктивные умения:
    1. использовать новые языковые и речевые средства, заключенные в ситуациях общения;
    2. на основе текста писать реферат или небольшой доклад для выступления в классе;
    3. участвовать в проектной работе по известной теме.

Навыки чтения неодинаковы у разных людей. Иногда выпускники школ читают достаточно быстро, но малоэффективно, быстро забывая содержание прочитанного. Развитие навыков чтения помогает перерабатывать большее количество информации и экономить время.

На этапе зрительного восприятия текста важную роль играют:

  • фиксация взгляда – остановка глаз на доли секунды при восприятии написанного;
  • движение глаз – передвижение взгляда с одного участка текста на другой;
  • поле зрения – участок текста, четко воспринимаемый глазами при одной фиксации взгляда.

Типичные недостатки чтения:

  • регрессии, т.е. неоправданные, механические возвраты к уже прочитанному, замедляющие процесс чтения;
  • артикуляция, т.е. внутреннее проговаривание читаемого текста, замедляющее скорость чтения в 3-4 раза;
  • малое поле зрения. Когда за одну фиксацию взгляда воспринимается 2-3 слова, глазам приходится делать много остановок.

Чем шире поле зрения, тем больше информации воспринимается при каждой остановке глаз.

Человек, обученный специальной технике чтения, за одну фиксацию взгляда может воспринимать всю строку, а иногда и абзац;

  • слабое развитие механизма смыслового прогнозирования. Умение предугадывать написанное и делать смысловые догадки необходимо для повышения эффективности чтения;
  • низкий уровень организации внимания. Скорость чтения большинства читателей намного ниже той, которую они могли бы иметь без ущерба для восприятия, если бы контролировали свое внимание.
У медленно читающего человека внимание быстро переключается на посторонние мысли и предметы, поэтому интерес к тексту снижается;
  • отсутствие гибкой стратегии чтения. Нередко люди, начиная читать, не ставят перед собой никакой цели, не используют правил обработки текста.

На самом деле, в зависимости от цели чтения можно выбрать такие способы, как чтение-просмотр, ознакомительное чтение, углубленное чтение.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)