Биологический детерминизм и контроль над пространством

География даёт местоположение и, как следствие, природно-климатические условия. Они же, в свою очередь, диктуют характер развития биосферы и человека как её части.

Поэтому биологический детерминизм можно определить как обусловленность развития общества и государства биологизмом человека. При этом биологизм понимается двузначно: как связь с биологической средой (биосферой) вообще и как изначальная биологическая суть человека в частности.

Во-первых, человек не может полностью выйти из природы, так как он её часть и зависит от биологической основы существования. Поэтому окружающая природная среда оказывает влияние на характер его развития. Во-вторых, человек – часть фауны, и этот первичный биологизм составляет основу его существования и возможностей выживаемости. Поэтому инстинктивное начало определяет его психологию и поведение. Из биологизма вытекает социальность, которая через ограничение стихийного проявления инстинктов и регламентации создаёт общественные условия, необходимые для обеспечения выживания человека.

Интересно
Важно отметить, что, в отличие от географического детерминизма, дающего большое многообразие зон существования общества и государства, биологический детерминизм, также влияющий на развитие многообразных региональных форм природопользования, в своём человеческом измерении даёт больше общего, чем специфического.

Имеется в виду тот факт, что в психологии и поведении людей разных регионов мира больше общего, нежели разного. Эта общечеловеческая основа составляет определяющую часть биологического детерминизма. То есть, учитывая специфику разных участков биосферы и меру её воздействия на историю, главное внимание геополитика уделяет биологической основе человека, которая оказывает определяющее влияние на характер развития общества и государства.

Человек, как и другие биологические виды, выживает в конкретной природно-климатической (и другой) среде. При этом он является «животным социальным», ибо выживает только в обществе.

Интересно
Таким образом, общество для человека – это его стратегия выживания. Человек без общества не выживает.

Примеры Маугли и Робинзона Крузо не опровергают, а скорее доказывают это положение. Маугли рождён homo sapiens, но социализирован как волк, поэтому его нельзя назвать человеком. Робинзон Крузо выживает на острове благодаря человеческому опыту, приобретённому ранее в обществе, благодаря произведённым обществом орудиям и всю свою островную историю мечтает об одном – вернуться в общество (чтобы гарантированно выжить). То же самое касается общин-изолянтов. Во-первых, они являются микрообществами, которые выделились из материнского общества и живут в основном за счёт его опыта. Во-вторых, без регулярных контактов с обществом или с подобными себе микрогруппами они теряют перспективы развития и исчезают.

Рождаясь homo sapiens, мы превращаемся в людей через вписывание в человеческое общество. Подобная социализация происходит через приобщение к общественному опыту и несёт для нас и развивающие, и ограничительные условия. Как существа биологические, мы управляемся инстинктами (основные из них – выживания и продолжения рода). Однако выживание в социальной среде, которая предоставляет нам возможность использования всех благ общества (безопасность, обеспечение, стабильность и т. д.), неизбежно заставляет считаться с интересами других индивидуумов. Так появляется и развивается этика как теория и практика, регламентирующая отношения людей в обществе. Получается, что человек благодаря обществу, с одной стороны, получает возможность жить, а с другой стороны, вынужден ограничивать свои естественные желания в пользу общественных интересов.

Характерно, что в основе практически всех этических систем (вне зависимости от внешних условий оформления, религиозных или атеистических, или территории распространения) лежит «золотое правило»: «поступай с другими людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Универсальность этой основы общежительства говорит о её неизбежности при любой модели формирования общества. Вместе с тем, условия конкурентной борьбы между выживающими сообществами иногда приводят к тому, что «людьми», то есть теми, на кого распространяется действие этого правила, считаются только представители своей группы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)