Анатомо-физиологические особенности нервной системы. Нервно-психическое развитие

К моменту рождения ребенка центральная и периферическая нервная система не достигает полного развитая. В то же время к ней предъявляются повышенные требования.

Головной мозг. Масса головного мозга при рождении относительно велика, но мозговые извилины и борозды развиты недостаточно, серое вещество плохо дифференцировано от белого, практически отсутствует миелиновая оболочка. Мозговая ткань богата водой, содержит мало специфических органических веществ. Особенно интенсивно развитие борозд и извилин идет на первом году жизни. Дифференцировка нервных клеток достигается к 3 годам, к 8 годам кора головного мозга по строению похожа на кору взрослого человека. Окончательная миелинизация нервных волокон заканчивается в зрелом возрасте.

Спинной мозг. Развивается раньше и является структурно и функционально более зрелым; он относительно длиннее спинного мозга взрослого, что учитывают при необходимости выполнения спинномозговой пункции.

Безусловные рефлексы и условно-рефлекторная деятельность. Ребенок рождается с рядом безусловных рефлексов (сосательным, глотательным, защитным). У новорожденного отмечаются и некоторые примитивные рефлексы, исчезающие со временем (рефлексы опоры, Моро и др.). Образование условных рефлексов в период новорожденности ограниченно, так как обычные внешние раздражители являются для коры головного мозга сверхсильными, ЦНС быстро утомляется, развивается торможение и ребенок погружается в сон.

В 2–3-недельном возрасте можно выработать простые условные вестибулярные рефлексы на положение тела под грудью и покачивание. С конца 3-го месяца условные рефлексы становятся довольно сложными, тонко дифференцированными. Их выработка зависит от функциональной зрелости коры головного мозга и развития органов чувств: осязания, вкуса, обоняния, слуха и зрения.

Развитие органов чувств. У новорожденного достаточно хорошо развиты вкус и чувство осязания, хуже обоняние. Самым сложным является развитие слуха и зрения.

На протяжении первых 1,5 года формируются основные функции коры головного мозга, начиная от первых условных рефлексов до второй сигнальной системы – высшей функции коры головного мозга.

Нервно-психическое развитие. Процесс нервнопсихического развития (НПР) скачкообразен и неравномерен. Темп и значение разностороннего развития в различные периоды жизни ребенка неодинаковы. На каждом возрастном этапе есть свои «ведущие» линии развития, воздействуя на которые, можно развить соответствующие психические процессы и качества, трудно формируемые в более позднем возрасте. На первом году жизни таких ведущих линий 8, на втором – 6, на третьем – 5. Возрастная динамика ведущих линий представлена в прил. 6. Используя возрастную модель нормального развития, можно определить уровень и гармоничность НПР ребенка. Для этого необходимо:

  1. определить, есть ли задержка по ведущим линиям развития;
  2. найти показатель с наибольшей задержкой (по эпикризному сроку). По нему определить группу НПР: І группа – дети с опережающим и нормальным развитием; II, III, IV группы – дети с задержкой соответственно на 1, 2, 3 эпикризных срока;
  3. определить, равномерна ли задержка и, если она равномерна, поставить степень: І степень – задержка 1–2 показателей, ІІ степень – задержка 3–4 показателей; ІІІ степень – задержка 5–7 показателей;
  4. если задержка неравномерна, т. е. 1 или 2 показателя отстают на 1 эпикризный срок, а другие на 2 и более, это свидетельствует о негармоничности НПР. Эпикризный срок на первом году жизни равен 1 месяц, на втором – 3 месяца, на третьем – 6 месяцев.

Предварительную оценку НПР проводит медицинская сестра, используя таблицы. Врач контролирует ее работу.

Пример. Девочке 11 месяцев: Аз – 11, Ас – 11, Э – 11, Др –11, До – 10, Пр – 11, Ар – 10, Н – 11. Анализируя приведенные данные, видим, что До и Ар отстают на 1 эпикризный срок, значит, по НПР ребенка следует отнести во ІІ группу. Поскольку задержка выявлена по двум показателям и она равномерна, то определяем ее степень как первую. Заключение: ІІ группа НПР; І степень.

Пример. Мальчику 2 года: Пр – 2, Ар – 1,6, С – 1,9, И – 1,9, До – 2, Н – 2. Анализируя, выявляем, что есть задержка Ар на 2 эпикризных срока, а С, И – на 1 эпикризный срок. При задержке одного показателя на 2 эпикризных срока НПР ребенка следует отнести в III группу. Поскольку задержка неравномерна (Ар – 1,6; С и И – 1,9), то определяем развитие ребенка как негармоничное. Заключение: III группа НПР, негармоничное развитие.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)