Акты вспомогательных органов и учреждений Европейского Союза

Механизм управления (институциональный механизм) ЕС помимо руководящих инстанций (институтов) включает значительное число вспомогательных подразделений, называемых в праве ЕС “органами” (например, Комитет регионов, Европейский омбудсман) или “учреждениями” (например, Европейский инвестиционный банк, Европейское оборонное агентство и другие агентства ЕС).

Большинство этих подразделений не предусмотрены в учредительных документах, создаются в ходе текущей деятельности институтов (например, Регламент (ЕС) № 168/2007 Совета от 15 февраля 2007 г. о создании Агентства Европейского Союза по основным правам).

Поскольку органы и учреждения ЕС имеют дополнительный (вспомогательный) характер по отношению к институтам, учредительные документы, как правило, не определяют наименования и юридические свойства издаваемых ими актов, а сами подобные акты не относятся к “правовым актам Союза” в значении ст. 288 ДФЕС. В частности, вспомогательные органы и учреждения ЕС не могут производить гармонизацию законодательства государств-членов посредством издания нормативных актов в форме регламентов и директив.

В зависимости от характера полномочий вспомогательного органа или учреждения ЕС принимаемые им акты могут быть как юридически обязательными, так и рекомендательными.

Например, консультативные органы ЕС, представляющие па европейском уровне интересы гражданского общества (Экономический и социальный комитет) или муниципальных образований (Комитет регионов), как и институты ЕС, принимают заключения (англ. opinion; франц. avis), в которых отражаются их позиции по поводу проекта нового законодательного акта ЕС (регламента или директивы). Подобные заключения имеют важное политическое значение, но не связывают юридическими обязательствами институты ЕС, осуществляющие законодательную функцию (Европейский парламент и Совет ЕС).

Интересно
Юридически обязательные акты вспомогательных органов и учреждений ЕС, как правило, оформляются решениями. Например, в соответствии с Регламентом (ЕС) № 207/2009 Совета от 26 февраля 2009 г. о товарном знаке Сообщества специализированное учреждение ЕС – Ведомство по гармонизации на внутреннем рынке – посредством решений принимает или отклоняет регистрацию единых товарных знаков ЕС (подобные решения могут обжаловаться в Суд ЕС).

В форме решений вспомогательных органов и учреждений ЕС иногда могут издаваться и нормативные акты. Примером может служить Решение № 51 от 12 июня 2009 г. о Европейской карте медицинского страхования, принятое Административной комиссией по координации систем социального обеспечения (вспомогательный орган ЕС из представителей правительств государств- членов, который функционирует на основании Регламента (ЕС) № 883/2004 Европейского парламента и Совета от 29 апреля 2004 г. о координации систем социального обеспечения).

Некоторые вспомогательные органы и учреждения, как и институты ЕС, совмещают полномочия по изданию и юридически обязательных, и рекомендательных актов. Например, Европейский банковский орган (орган банковского надзора ЕС) в соответствии с регламентом о его создании уполномочен принимать, с одной стороны, рекомендации, ориентиры и заключения (рекомендательные акты), с другой – индивидуальные решения, имеющие юридически обязательную силу для государств-членов или кредитных организаций.

Итак, акты вспомогательных органов и учреждений ЕС – это источники вторичного права, которые издаются в дополнение или во исполнение правовых актов Союза, принятых его высшими руководящими инстанциями (институтами).

Как и правовые акты Союза, акты вспомогательных органов и учреждений ЕС могут быть юридически обязательными или рекомендательными, содержать общие правила поведения (нормы) либо индивидуальные предложения или предписания.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)