Актуальные вопросы борьбы с коррупцией

В 1994 г. был подготовлен законопроект «О борьбе с коррупцией». Но Ельцин трижды отклонял его, ссылаясь на то, что он не вполне соответствует Конституции РФ. После длительных обсуждений этот закон был принят в конце 1997 г. Федеральным Собранием.

Но он оказался по своему содержанию предельно выхолощенным. Помимо множества юридических несообразностей и технических огрехов, этот закон содержал в качестве инноваций лишь некоторые дополнительные ограничения на действия должностных лиц.

Для уменьшения коррупции в правоохранительных органах попытались принять институциональные решения. С этой целью в различных силовых ведомствах стали создаваться «управления собственной безопасности». В настоящее время такие структуры имеются в Федеральной службе безопасности, Министерстве внутренних дел и др.

Совершенно очевидно, что правоохранительная система страны в последние 15 лет не справляется с задачами борьбы с коррупцией.

Подобное обстоятельство объясняется тремя причинами.

Во-первых, одни меры уголовного преследования не в состоянии поколебать позиции масштабной коррупции; борьба с коррупцией — не только криминальная, но в основном общесоциальная проблема, о чем уже говорилось ранее.

Во-вторых, всплеск коррупции в этот период сопровождался низким качеством работы правоохранительных органов, которые сами в это время разъедались коррупцией, а профессиональный уровень работников как тогда, так и сейчас в своей общей массе не соответствует сложности проблемы.

В-третьих, правоохранительная система не может в одиночку справиться с этой проблемой; ее должны решать совместно государство и общество.

По данным Transparency International, к сожалению, уровень коррумпированности при В.В. Путине сровнялся с коррумпированностью эпохи Ельцина (максимальный уровень — 10, минимальный — 1): 1996 г. – 2,6; 1997 г. – 2,4; 1998 г. – 2,4; 1999 г. – 2,4; 2000 г. – 2,1; 2001 г. – 2,3; 2002 г. – 2,7; 2003 г. – 2,7; 2004 г. – 2,8; 2005 г. – 2,4.

Коррупцию нельзя подавить только законодательными методами и борьбой с ее проявлениями. Более того, в условиях, когда коррупция достигла больших масштабов и забралась на весьма высокие уровни власти, более эффектна борьба против условий, порождающих коррупцию, чем неподготовленная атака на ее проявления. Борьба с коррупцией достигнет успеха, если будет всеохватна и комплексна.

Данную работу следует вести постоянно. На это следует направлять все силы власти и общества.

Антикоррупционная программа, прежде всего, должна реализоваться на высшем уровне политического руководства страны и при максимальном сотрудничестве с институтами гражданского общества.

Потери, которые несут от коррупции государство и общество в России, настолько велики, что любые разумные затраты на реализацию антикоррупционной программы обеспечат быструю отдачу, в несколько десятков раз превышающую вложения.

Несколько вяло, но борьбу с коррупцией начинают вести и регионы. В некоторых из них уже подготовлены проекты, а иногда и приняты законы на эту тему.

Например, в Приморской краевой администрации принят закон «О ненадлежащих вознаграждениях (подарках) гражданских служащих Приморского края», в котором достаточно подробно описываются различные незаконные вознаграждения, от которых следует воздерживаться служилому чиновнику.

Основная причина экспансии коррупции в переходный период — несоответствие между новыми условиями, в которых должен функционировать государственный организм, и разрушенными, подчас патологически, механизмами этого функционирования.

Значит, основные усилия антикоррупционной программы должны быть направлены на налаживание работы государственной машины в новых условиях. Одновременно необходимо стремиться к таким системным изменениям, которые бы меняли установки, ценности, стереотипы поведения и политиков, и чиновников, и остальных граждан.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)