Аккорды с квартовой структурой
Помимо привычных аккордов, строящихся по малым и большим терциям, изредка встречаются менее обычные аккорды, имеющие квартовую структуру. К ним относятся трехзвучный септаккорд четырехзвучный децимаккорд.
Квартовый септаккорд состоит из трех звуков, расположенных по квартам. При этом между крайними звуками образуется интервал септимы, которая и дает название аккорду в целом.
Квартовые септаккорды могут быть малыми и большими: малый строится по чистым квартам (в нем между нижним и верхним звуками будет интервал малой септимы), а большой состоит из чистой кварты и увеличенной кварты (между крайними звуками образуется интервал большой септимы).
Обозначаются они цифрами 7/4, выставляемыми внизу справа от обозначения ступени или функции аккорда. Итак, возможны следующие варианты квартовых септаккордов:
Малый квартовый септаккорд в основном виде иногда встречается и в народной музыке в качестве своеобразной диссонирующей диатонической гармонии (о его разрешении, как и других септаккордов, будет сказано ниже).
В своем основном виде эта гармония сокращенно называется квартсептаккордом:
Dans la sonorite du debut К. Дебюсси. Затонувший собор
Обращения квартового септаккорда (их цифровые обозначения указаны ниже в скобках) будут называться следующим образом:
первое обращение — квартквинтаккорд (5/4), строится на кварте;
второе обращение — секундквинтаккорд (5/2), строится на септиме.
Если к квартовому септаккорду прибавить еще одну кварту сверху, то получится четырехзвучный аккорд с квартовой структурой, называемый квартдецимаккордом — по интервалу, образуемому между крайними звуками (обозначается цифрами 10/4).
Квартдецимаккорды тоже бывают малыми и большими — в зависимости от тоновой величины децимы. Малые квартдецимаккорды строятся только по чистым квартам, большие же имеют в своем составе одну увеличенную кварту (тритон) и две чистых кварты (в любом чередовании):
II10/4 (C-dur), S10/4 (a-moll) D10/4 (G-dur) T10/4 (D-dur) S10/4 (A-dur)
VI10/4 (F-dur), t10/4 (d-moll)
III10/4 (B-dur), d10/4 (g-moll) VIIН10/4 (e-moll) III10/4 (h-moll) VI10/4 (fis-moll)
VII10 (Es-dur), II10/4 (c-moll)
Если вместо увеличенной кварты взять уменьшенную кварту, то получится уменьшенный квартдецимаккорд, так как между крайними звуками образуется интервал уменьшенной децимы.
Однако вследствие ее энгармонического равенства с большой ноной звучание данного комплекса в целом будет восприниматься на слух как большой нонаккорд со смешанной кварто-терцовой интервальной структурой (уменьшенная кварта, как известно, энгармонически равна большой терции):
ум. VII10/4 (Es-dur) ум. VII10/4 (Es-dur) ум. VII10/4 (es-moll)
ум. II10/4 ум. IV 410/4 ум. II 410/4
Примечание: В приведенном примере второй аккорд по звучанию энгармонически равен секундаккорду малого минорного септаккорда.
В современной музыке аккорды с квартовой структурой встречаются, довольно часто как в основном виде, так и в обращениях, Например:
Tendrement Д. Мийо. Романс
[Moderato] С. Вольфензон. В Древней Руси
Lento Г. М. Вагнер. Балет «После бала»
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу