Аддиктивное чувство стыда

По мере прогресскрования аддиктивного процесса происходит нарастание психического напряжения, проявляющегося б эмоциональном беспокойстве, угрызениях совести, дискомфорте. У человека возникает ощущение того, что с ним происходит что то не то. В это время аддикция начинает продуцировать побочный «продукт» своего развития – чувство стыда, которое формируется как на сознательном, так и на подсознательном уровне. Хотя на подсознательном уровне   этот процесс более выражен.

Содержание чувства непосредственно связано с пониманием, что аддикт совершает действия, несовместимые с моралью, делает то, чего надо стесняться, скрывать от окружающих. Чувство стыда находится в подсознании достаточно глубоко, оно осознается далеко не полностью, но всегда присутствует готовность прорыва в сознание.

Аддикт старается освободить себя от этого чувства. И так как у него уже есть испытанный способ ухода в аддиктивную реализацию, естественно, он использует его, чтобы освободиться от чувства стыда. Чем в большей степени представлено чувство стыда, тем сильнее аддикт испытывает необходимость уйти от этого неприятного переживания.

Изучению чувства стыда в последнее время уделяется существенное внимание, в связи с тем, что оно имеет большое значение в развитии межличностных отношений, влияющих как на жизнь, так и на карьеру. Чувство стыда приводит к потере самоуважения, снижает самооценку, степень доверия и уверенности в себе, оно отрицательно влияет на самоконтроль и мотивацию, приводит к потере хорошего отношения к себе.

Аддиктивное чувство стыда имеет свою специфику. Вначале оно воспринимается как общая неуверенность в себе, сомнение в правильности своих мыслей, эмоций и поступков. Метафорически это напоминает постоянную, тупую, ноющую зубную боль. Чувство стыда – первая настоящая цена, которую аддикт начинает платить за свои аддиктивные отношения. Этот внутренний процесс носит крайне неприятный характер.

Поскольку раньше или позже аддикт начинает вести себя неадекватно, допускать различные нарушения, начинает выглядеть плохо в глазах окружающих и теряет контроль над своим поведением, формируется чувство стеснения за свое поведение и чувство стыда усиливается.

В связи с тем, что любая отрицательная эмоция для аддикта неприятна вдвойне, его поведение направлено на то, чтобы не позволять чувствовать себя эмоционально плохо. Психологический дискомфорт связан с переживанием потери важных отношений с окружающими, с потерей связи с самим собой, с прежней доаддиктивной идентичностью.

Аддикция формируется не на рациональном, когнитивном, а на эмоциональном уровне. Эмоциональная сфера личности первой попадает под контроль аддиктивного процесса. В каком-то смысле аддикты напоминают детей, следующих эмоциональному импульсу и делающих то, что им нравится.

Следующая за действием оценка происшедшего вызывает у них чувство неуверенности, беспокойства и вины, «предупреждая» аддикта о том, что произошло нечто, несообразующееся с представлениями о норме. К сожалению, переживания по этому поводу не влияют на дальнейшее развитие аддиктивного процесса, так как аддикт прошел «обучение» и научился отрицать эти сигналы. Аддикция – это процесс отрицания реальности.

Более глубокий анализ аддикции позволяет сделать вывод о том, что аддикция включает не только отрицание реальности, но и отрицание своего Я. Наличие этого вида отрицания является чрезвычайно важным для дальнейшего развития аддикции, в Процессе которого происходит «захват» аддиктивной личностью контроля сначала над эмоциями, а затем поведением.

      Несмотря на отрицание, внутренняя боль, связанная с чувством стыда, нарастает. Возникает постоянная необходимость объяснить себе смысл происходящего. Это приводит к развитию у аддикта навязчивых мыслей, сверхзанятости определенными темами и рационализацией своего поведения. Навязчивые мысли, о наличии и содержании которых аддикты обычно не говорят, касаются того, что с ними происходит.

Сверхзанятость аддиктивной тематикой включает изменение настроения. Лозунг, который аддикты при этом используют, звучит так: «Переключись на аддиктивную реализацию и будешь чувствовать себя хорошо». Если у аддикта возникают чувство стыда и отрицательные эмоции, он переключается на мысли об аддиктивной реализации, что сразу же приводит хотя бы к незначительному, субтильному, но всё же изменению настроения, что его устраивает.

Процесс имеет тенденцию к бесконечному, вс более частому повторению. При этом происходит постепенное вытеснение доаддиктивного селфа и, соответственно, рост аддиктивной личности. Аддиктивный процесс характеризуется наличием постоянного внутреннего конфликта между аддиктом и его аддиктивным селфом.

Каждый аддикт имеет свою «мечту». Она зависит от вида аддикции. Алкогольный аддикт мечтает о приятном времяпрепровождении, связанном с приемом спиртных напитков в компании, члены которой во время выпивки не отягощены никакими проблемами. Пищевой аддикт мечтает о «молочных реках и кисельных берегах», о беззаботности, связанной с этим состоянием, об отсутствии проблем, о фантастическом мире, в котором нет конфликтов и вс происходит в соответствии с желаниями.

Рассуждения, свойственные здоровому Я, в процессе аддикции постепенно теряют свою актуальность, отодвигаясь на второй план. Конечно, аддикт периодически думает о том, что ему необходимо что-то сделать, с чем-то справиться, что-то освоить, улучшить отношения с важным для него человеком, но эти мысли очень легко заменяются уходом в аддиктивные мечтания. Аддикты неожиданно для себя обнаруживают, что их способ поведения и мысли приводят к нарастающему дистанцированию от людей, входящих в сферу их качественного мира.

Таким образом, на определённом этапе развития аддиктивного процесса у аддикта возникает крайне неприятное чувство беспомощности, невозможности выйти из деструктивного аддиктивного круга.

Аддикт чувствует, что аддикция управляет им, и это приводит к развитию вторичного стыда (Kaufman, 1993).

Аддикт испытывает чувство унижения, особенно после закончившихся поражением попыток справиться с аддикцией. Характерно появление отрицательного отношения к себе, разочарования в себе и стыда.

Последний провоцирует развитие других отрицательных переживаний, что стимулирует аддяктивные реализации. При этом следует иметь в виду, что так как сама аддикция возникает на основе бегства от отрицательных эмоций, включая чувство стыда, заложенных в детском периоде, имеет место следующая   динамика:

а)  дети,  воспитанные в аддиктивных семьях,  испытывали интенсивное чувство стыда, которое предрасполагало к развитию аддикции;

б) конкретные неприятные ситуации приводили к аддиктивным реализациям как к способу бегства от отрицательных аффектов, в том числе, и чувства стыда;

в)  сформировавшийся аддиктивный процесс вызывает чувство вторичного стыда,  которое наслаивается на базисный и периодически возникающий стыд.

Аддикция репродуцирует стыд, усиливая это чувство и делая его центральным в её динамике. Влияние стыда особенно сильно в ситуациях отнятия, или когда используемая форма аддиктивной реализации перестаёт вызывать ожидаемый эффект и оказывается неспособной полностью элиминировать отрицательные эмоции.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)