Психология внешнего и внутреннего контроля как психологический механизм развития аддикций

Аддиктивное поведение характеризуется стремлением к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния. Что же представляет собой реальность, от которой человек стремится уйти? Ответ на этот вопрос невозможен без рассмотрения влияния на человека как внешней, так и внутренней реальности.

Внешняя реальность соотносится с наличием ряда социальных, экономических, психологических и других проблем, например, таких, как семейные, школьные, институтские, производственные конфликты, бедность, эмоциональный стресс, насилие и пр.

Внутренняя реальность обусловлена влиянием подсознания, биоритмов, общим соматическим состоянием. Выделяют четыре основных вида отношений, с которыми человеку приходится встречаться в жизни:

1. супружеские отношения;

2.детско-родительские отношения;

3.отношения между преподавателями и учениками (студентами); 4.отношения между работодателями и работниками.

В случае прогрессирующего ухудшения этих отношений людям, которые нуждаются в позитивном характере межличностных интеракций, трудно избежать саморазрушительного и, в том числе, аддиктивного   поведения.

Если сегодня большинству экономически «устроенных» людей задать вопрос о том, как они себя чувствуют в психологическом плане и попросить ответить на него честно и откровенно, практически все из опрошенных скажут, что чувствуют себя не очень хорошо, испытывают затруднения и имеют определ иные проблемы.

Большинство респондентов в качестве виновников плохого самочувствия и психологического дискомфорта назовут жену/мужа, любовника/любовницу, родителей, детей, учителей, коллег и пр., то есть, спроецируют обвинение на других людей. Лишь некоторые признают себя действительными виновниками плохого самочувствия.

Обвиняя других в плохом состоянии, таким людям редко приходит в голову мысль о том, что они сами выбирают для себя путь несчастья, который прив л их к жалобам и проблемам. Согласно теории выбора Глассера, человек сам выбирает для себя всё, включая и плохое самочувствие. Интерпретируя созданную им теорию, Глассер утверждал, что никто не может сделать человека несчастным или счастливым.

Вс , что мы получаем или отдаем, – это только информация, и мы выбираем свои мысли и чувства по отношению к ней. Самочувствие косвенным образом определяется характером направленности стиля поведения и мыслей. Человек во многом способен контролировать свою жизнь при наличии желания в ней разобраться.

Семена плохого самочувствия засеваются в ранний период жизни, когда человек в процессе общения обучается контактам, когда он находится под влиянием людей, которые его чему-то обучают, например, выбору для себя пути несчастья и неудовлетворённости собой, хотя это и не осознаётся.

Человек обращает внимание на конкретные факты, которые с ним происходят, и, в случае негативной их окраски, склонен к обвинению во вс м кого-то другого. То, что он сам своим стилем поведения многое предопределяет, оказывается ему не совсем или вовсе непонятным.

Речь идет о влиянии деструктивной традиции, которая определяет содержание мышления многих поколений. Традиция заключается в том, что люди чувствуют себя обязанными заставить других а, прежде всего, своих детей, делать то, что они сами считают правильным. Обычно они комментируют свою мотивацию так: «Я лучше тебя знаю, что тебе нужно и что ты должен делать». формула распространяется на многие сферы деятельности и является всеобъемлющей.

Это приводит к затруднению продуктивных контактов с окружающими и страха установления с ними основанной на взаимопонимании психологической связи. Результатом такого раннего обучения является использование в отношениях друг с другом универсальной психологии, которая разрушает персональную личностную свободу. Это психология внешнего контроля.

Контроль, осуществляемый в рамках данной стратегии, может быть незаметным, субтильным, в виде, например, неодобрительного взгляда, намёка, метафоры, или же носит более отчётливый характер, например, в виде прямой угрозы. Психология внешнего контроля выражается в попытке заставить нас делать то, что мы делать не хотим.

Постепенно эта стратегия приобретает настолько привычный характер, что люди начинают верить в то, что окружающие лучше знают, что для них будет хорошо, а что плохо. Так формируется внутренняя убеждённость, попирающая личную свободу. Постепенно человек перестаёт понимать, в чем же он по – настоящему нуждается, и чего хочет сам.

Психология внешнего контроля зиждется на следующем принципе: «Нужно наказывать тех, кто поступает плохо с нашей точки зрения, заставлять делать то, что мы считаем правильным, и награждать тех, кто делает то, что мы считаем правильным». Эта психология является преобладающей в современном мире в связи с тем, что те, кто имеет власть (родители, учителя, религиозные лидеры, чиновники и др.) обычно определяют, что правильно, а что нет, и затем претворяют эти правила в жизнь.

Те, кого они контролируют, не умеют или не имеют возможности осуществлять контрольную функцию сами. Подчиняясь мнению других, они приобретают определённую гарантию безопасности, поскольку они находятся в системе, которая предоставляет им такие гарантии.

Внешний контроль на глубинном психологическом уровне является источником неприятностей. Те, кто осуществляет контроль, добиваются желаемого. Иногда контролируемые считают, и не без основания, что, если они будут вести себя по -Другому, это может плохо для них кончится.

Например, женщина, Длительно состоит в деструктивной форме брака, но не разрывает отношений потому, что считает, что если она это сделает, её дела пойдут ещё хуже. В воображении такой женщины возникают иногда правдивые, а иногда мифологические картины, в которых представлены угрожающие для неё мотивы.

Согласно Glasser (1988), психология внешнего контроля может быть представлена в виде отдельных фрагментов:

  1. вы хотите, чтобы кто-то сделал то, что он /она делать не хотят, и вы используете разные пути, чтобы заставить их это сделать;
  2. кто-то другой старается заставить вас делать то, что вы делать не хотите;
  3. вы и кто-то другой стараетесь заставить других делать то, что они не хотят;
  4. вы стараетесь заставить себя сделать то, что вы считаете невозможным или болезненным для себя, например, остаться на работе, которую вы ненавидите, потерять вес, не испытывая желания находиться на диете, поддерживать близкие отношения с неприятным для вас человеком и пр.

Убеждённость в необходимости внешнего контроля и использование его вредит как контрол рам, так и контролируемым. Например, агрессивное, драчливое поведение мужа, вызывает страдания не только жены, но и самого виновника драк. Муж также страдает от последствий своего поведения, так как является жертвой психологии внешнего контроля, которая не делает его счастливым.

Психология внешнего контроля разрушает базисное чувство счастья, здоровья, способность и желание делать полезные вещи. Во многих случаях она является причиной насилия, преступления, разных форм аддиктивного поведения, секса без любви и пр., которые имеют выраженную представленность в современных обществах.

Обращение к тайникам своей внутренней реальности при аддиктивном поведении обусловлено стремлением уйти от неустраивающей человека внешней реальности. В этот момент мало кто из участников аддиктивной реализации понимает, что внутренне каждый из них тоже по-своему несчастен.

Состояние внутреннего несчастья также не устраивает человека, и он старается выйти из него искусственным пут м хотя бы на какое-то время, изменяя сво настроение, ход своих мыслей за счет использования сферы воображения и пр. Рефлексия и анализ своего душевного состояния показывают наличие недовольства не только своим состоянием, но и самим собой. Этим обусловлено предположение о том, что окружающий мир воспринимается людьми по-разному.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)