Интернет – аддикция

Термин «интернет – зависимость» был предложен Goldberg (1996) для описания непреодолимого желания пользоваться интернетом. (Goldberg характеризует интернет – зависимость как «оказывающую пагубное воздействие на бытовую, учебную, социальную   и психологическую сферы деятельности»).

    В последнее время также приобрел популярность термин «патологическое использование компьютера» (PCU – pathological computer use), который употребляется для идентификации ситуаций, где компьютер используется для получения информации чрезвычайно широкого, далеко выходящего за пределы профессиональных интересов содержания.

Неразумное интенсивное использование компьютера не только причиняет вред психологическому и физическому здоровью, но и оказывает пагубное влияние на межличностные отношения. Выявляется частое сочетание патологического использования компьютера с работоголизмом и патологическим гэмблингом.

Интернет – аддикция является новой аддикцией, качественно отличающейся от других нехимических форм выходом на безграничные возможности виртуального мира.

Представляется возможным выделить ряд факторов, создающих структуру притягательности интернета как потенциального аддиктивного агента. К ним, в частности, относятся:

  • возможность многочисленных анонимных социальных интеракций;
  • виртуальная реализация фантазий и желаний с установлением обратной связи;
  • нахождение желаемых  «собеседников», удовлетворяющих любым требованиям. Возможность установления контакта с новыми лицами и их прерывания;
  • неограниченный доступ к информации, к различным видам развлечений;
  • участие в различных играх.

Психологические признаки интернет – зависимости включают в себя, наряду со специфичными, и общие для других форм аддиктивного поведения. К ним относятся:

  • ютимия (несколько повышенное настроение) во время использования интернета;
  • неудержимое влечение к выходу в интернет;
  • увеличение количества времени нахождения в интернете;
  • трудности прекратить сеанс связи;
  • нарастающие отрицательные эмоции (раздражительность, дисфория, апатия, сниженное настроение, чувство пустоты, чувство скуки) вне общения с компьютером;
  • потеря интереса к семье, работе, прежним увлечениям;
  • безответственность, невыполнение обязанностей на работе и дома, частые ошибки в производственной деятельности.

По ряду характеристик интернет – аддикция напоминает патологический гэмблинг. В связи с этим возникает соблазн рассматривать интернет – аддикцию как одну из разновидностей гэмблинга, акцентируя внимание на характерном для гэмблеров прогрессирующем участии в компьютерных играх. Тем не менее, следует обратить внимание на то, что такой подход односторонен и не затрагивает анализа всей сложности уникальных особенностей интернет – аддикции.

В анализе интернет – аддикции, с нашей точки зрения, важна прежде всего констатация качественного отличия аддиктивного агента, содержанием которого в данном случае выступает виртуальный мир. Виртуальный мир динамичен, в нем можно реализовывать свои скрытые желания, владеть ситуацией, преодолевать трудности, чувствовать себя героем/героиней, испытывать различные эмоции в играх, виртуальных контактах, принимаемых  решениях.

При  этом  нельзя не учитывать  происходящее в данном случае образование двусторонних связей, динамичное взаимодействие между аддиктом и виртуальным миром, что формирует иллюзию общения с реальным миром.

По мере прогрессирования аддикции виртуальный мир постепенно становится всё более привлекательным, в то время как реальный воспринимается неинтересным, скучным, а зачастую и враждебным. Связи аддикта с реальным миром ослабевают; эмоции, интересы, когнитивная сфера, энергия и система ценностей сосредотачиваются на виртуальном мире.

Образуется внутреннее психологическое пространство, которое распространяет сво влияние на оценку внешних событий. Аддикт использует содержание воображения, фантазий для обслуживания реальных мотиваций, проектов виртуального мира, испытывая при этом чувство контроля над происходящими событиями и объектами.

Происходит опасное для аддикта размывание границ между воображаемым и реальным, вплоть до нарушения самоохранительных тенденций с иллюзией преодоления своей биологической хрупкости и повреждаемости.

Интернет-зависимые лица часто ведут нездоровый образ жизни, пренебрегают личной гигиеной, нарушают диетический режим, недосыпают. Для них характерно возникновение приступообразных головных болей, постоянное чувство усталости, резь в глазах, конъюнктивиты.

Виртуальный мир как аддиктивный агент в определенном смысле способен выполнять функцию и транзиторного объекта (transitional object) no Winnicott’ у (Winnicott, 1971). Транзиторный объект занимает промежуточное психологическое пространство, находясь между внутренней и внешней реальностью.

Для ребенка транзиторные объекты, например, любимые игрушки, заменяют контакты с родителями во время их отсутствия или психологической недосягаемости, обусловленной родительским невниманием или пренебрежением. Ребенок взаимодействует с транзиторными объектами как с живыми людьми, наделяя их свойствами последних.

Общение ребенка с транзиторными объектами психологически привлекательно, так как, даже если они наделяются отрицательными характеристиками, ими можно безопасно психологически манипулировать, создавая разнообразные сюжеты сказочного содержания и сценарии.

      Таким образом, транзиторный объект имеет огромное значение Для развития ребенка, при условии сохранения границ между его реальным селфом и воображаемым миром. Кроме того, транзиторные объекты осуществляют свойственную им функцию лишь в течение связанного с возрастом ребенка временного интервала.

Ребенок «вырастает» из значимых для него связей с транзиторными объектами: игрушки, плюшевые медвежата, куклы, оловянные солдатики отправляются в чулан, и подросток забывает об их существовании. Случайная «встреча» взрослого человека с этими игрушками способна вызвать, как правило, лишь кратковременный наплыв ностальгических чувств.

Виртуальный компьютерный мир также замещает реальность, однако, в этом случае «прилипание» к нему сразу же приобретает принципиально иной характер. Будущий аддикт сливается с виртуальным миром как на когнитивном, так и на эмоциональном уровне, становясь частью, принадлежностью виртуальной реальности.

Границы между реальным и виртуальным миром становятся все более проницаемыми. Реальность начинает восприниматься как нечто нереальное. Уходя в виртуальный мир, аддикт перестает ощущать себя в биологическом плане. В результате происходит вытеснение драйва (инстинкта) самосохранения.

Опасность состоит в том, что аддикт относится к реальной действительности как к виртуальной, незаметно для себя переносит на нее виртуальную динамику, в которой все возможно и восстановимо, любому событию можно дать «обратный ход». Это приводит к значительному нарушению регулирующей функции Эго, к потере связи с реальностью.

Развивающееся состояние имеет некоторые общие черты с обнаруживаемыми при анализе особенностями воображения у пациентов, страдающих височной эпилепсией.

Образы воображения и фантазий этих лиц по своей аффективной насыщенности проявляли свойства психической реальности, не уступающие реальной действительности, а часто и превосходили е по силе воздействия.

Обследуемые сообщали, что они нередко принимали за действительность продукты своей фантазии, грез и сновидений и были совершенно уверены в реальности этих образов, пока их не переубеждали факты и события внешнего мира. В то же время, для височной эпилепсии была характерна повторяемость и сравнительное однообразие содержания образов с тенденцией на определенном этапе к усилению   их аффективной насыщенности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)