Зоны территориального развития

Зона территориального развития в Российской Федерации – это часть  территории субъекта Российской Федерации, на которой в целях ускорения  социально-экономического развития субъекта Российской Федерации путем формирования благоприятных условий для привлечения  инвестиций в его экономику резидентам зоны территориального развития предоставляются меры государственной поддержки.

Такой субъект Российской Федерации должен входить в  утверждаемый Правительством Российской Федерации Перечень субъектов Российской Федерации, на  территориях которых допускается создание зон территориального развития, а сама зона  территориального развития не может быть создана на территории муниципального образования, на которой уже  действует ОЭЗ или которая находится в границах территорий традиционного природопользования коренных  малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Создание зоны территориального развития осуществляется в соответствии  с Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. N 392-ФЗ “О зонах территориального развития в  Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской  Федерации” и включает в себя следующие этапы:

1) подачу заявки на создание зоны территориального развития. Она  направляется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской
Федерации в Правительство Российской Федерации с одновременным представлением следующих документов:

– стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации  на долгосрочную перспективу, предусматривающей создание зоны территориального развития;

– решения о согласии исполнительно-распорядительных органов и  представительных органов муниципальных образований, на территориях которых предполагается создание  зоны территориального развития;

– реквизитов документов территориального планирования и документов градостроительного зонирования территорий муниципальных образований, на которых предполагается создание зоны территориального развития.

Порядок оформления и подачи заявки на создание зоны территориального  развития в настоящее время установлен Приказом Минэкономразвития России от 18 октября 2012 г. N 686;

2) принятие Правительством Российской Федерации решения о создании зоны  территориального развития и оформление его постановлением Правительства Российской Федерации;

3) заключение в течение двух месяцев со дня принятия Правительством  Российской Федерации положительного решения соглашения о функционировании зоны территориального  развития между Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом
государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительными  органами муниципального образования или муниципальных образований, на территориях которых создается  зона территориального развития. Оно должно предусматривать:

– этапы функционирования зоны территориального развития;

– показатели оценки эффективности функционирования зоны территориального  развития на каждом этапе ее функционирования, значения этих показателей по окончании данных  этапов;

– меры государственной поддержки, которые могут быть предоставлены  резидентам, а также порядок прекращения их предоставления в связи с исключением юридического лица  или индивидуального предпринимателя из реестра резидентов, прекращением или досрочным  прекращением существования зоны территориального развития;

– содержание обязательства исполнительно-распорядительных  органов муниципальных образований по передаче исполнительному органу государственной  власти субъекта Российской Федерации права на управление и распоряжение земельными участками, находящимися  в муниципальной собственности и расположенными в границах зоны территориального  развития, на срок ее функционирования;

– объем и сроки финансирования создания в зоне территориального  развития находящихся в государственной собственности Российской Федерации, государственной  собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности объектов инженерной,  транспортной и иных инфраструктур.

Наряду с вышеуказанными положениями соглашение о функционировании зоны  территориального развития может также предусматривать обязательства органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления по предоставлению налоговых льгот резидентам в соответствии с законодательством о налогах и сборах, а  также иные связанные с функционированием зоны территориального развития условия.

Управление зоной территориального развития осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в сфере функционирования зон территориального развития – Минэкономразвития России, а  также администрацией зоны территориального развития – исполнительным органом государственной власти  субъекта Российской Федерации.

При этом в рассматриваемой сфере Минэкономразвития России осуществляет следующие функции:

1) формирование единой государственной политики в сфере  функционирования зон территориального развития;

2) установление перечня показателей оценки эффективности  функционирования зоны территориального развития на каждом этапе ее функционирования, которые могут  быть предусмотрены соглашением о функционировании зоны территориального развития, методику расчета  этих показателей;

3) определение порядка осуществления контроля за достижением значений  показателей оценки эффективности функционирования зоны территориального развития  по окончании этапов функционирования зоны территориального развития,  предусмотренных соглашением о функционировании зоны территориального развития, и порядка осуществления  контроля за соблюдением резидентами условий инвестиционных деклараций и условий получения мер  государственной поддержки;

4) определение порядка составления отчетности о функционировании зоны  территориального развития;

5) предоставление главным распорядителям бюджетных средств сведений о  необходимых для зоны территориального развития видах мер государственной поддержки, их объеме  и количестве заявок резидентов, претендующих на получение мер государственной поддержки в очередном  финансовом году;

6) организация взаимодействия федеральных органов исполнительной власти,  исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов  местного самоуправления, хозяйствующих субъектов по обеспечению эффективного функционирования  зоны территориального развития;

7) взаимодействие с администрацией зоны в целях эффективного функционирования зоны территориального развития;

8) контроль за достижением значений показателей оценки эффективности  функционирования зоны территориального развития по окончании этапов ее функционирования;

9) иные функции в соответствии с Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. N  392-ФЗ “О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении  изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

В свою очередь к функциям администрации зоны территориального развития  отнесены:

1) рассмотрение представленных юридическими лицами и индивидуальными  предпринимателями заявлений о включении в реестр резидентов;

2) ведение реестра резидентов в порядке и по форме, которые установлены  Минэкономразвития России;

3) рассмотрение представленных резидентами заявок на включение в перечни заявок  на получение мер государственной поддержки в очередном финансовом году и формирование таких перечней в порядке, установленном высшим должностным лицом субъекта Российской  Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской  Федерации);

4) установление очередности удовлетворения заявок резидентов, претендующих на  получение мер государственной поддержки в очередном финансовом году, в порядке,  установленном высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

5) представление в Минэкономразвития России сведений о перечнях  заявок резидентов, претендующих на получение мер государственной поддержки в очередном финансовом
году;

6) представление в порядке и по форме, которые установлены  Минэкономразвития России, в налоговые органы сведений о включении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в реестр резидентов;

7) контроль за соблюдением резидентами условий инвестиционных  деклараций и условий получения мер государственной поддержки в порядке, установленном Минэкономразвития России;

8) представление в порядке и по форме, которые установлены  Минэкономразвития России, в Минэкономразвития России ежегодного отчета о результатах функционирования  зоны территориального развития;

9) заключение договоров аренды земельных участков, предоставляемых на  основании заявлений резидентов в соответствии с земельным законодательством;

10) иные функции в соответствии с Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. N  392-ФЗ “О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

Резиденты зоны – это юридические лица и индивидуальные
предприниматели, включенные в реестр резидентов зоны территориального развития. Для этого они  должны отвечать следующим требованиям:

1) государственная регистрация лица (юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя) осуществлена на территории муниципального образования, входящего в зону территориального развития;

2) юридическое лицо не относится к субъектам естественных монополий,  государственным и муниципальным унитарным предприятиям, а также хозяйственным товариществам и
обществам, акции (доли) в уставном (складочном) капитале которых принадлежат Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям;

3) инвестиционный проект реализуется в зоне территориального развития;

4) в рамках инвестиционного проекта, представленного в  инвестиционной декларации, предусмотрено осуществление следующих видов деятельности:

– производство этилового спирта, алкогольной продукции, производство табачных  изделий и других подакцизных товаров (за исключением мотоциклов и легковых автомобилей);

– добыча сырой нефти, природного газа, предоставление услуг в этих областях;

– добыча драгоценных металлов, драгоценных камней, полудрагоценных камней, их  производство и переработка;

– оптовая торговля и розничная торговля;

– ремонт транспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования;

– финансовая деятельность;

– обработка лома и отходов цветных и (или) черных металлов.

Администрация зоны территориального развития рассматривает заявление о  включении заявителя в реестр резидентов в срок не более чем 10 дней со дня представления  этого заявления, принимает решение о включении заявителя в реестр резидентов или об отказе во  включении заявителя в реестр резидентов с указанием причин отказа и в день принятия  соответствующего решения направляет уведомление в письменной форме заявителю.

Она также выдает  юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю свидетельство, удостоверяющее его  регистрацию в качестве резидента зоны территориального развития. Форма такого  свидетельства утверждена Приказом
Минэкономразвития России от 3 октября 2012 г. N 644.

Резидент подлежит исключению из реестра резидентов зоны территориального развития в случае:

1) подачи им в письменной форме заявления об исключении из реестра резидентов;

2) установления администрацией зоны территориального развития в  результате осуществления контроля за соблюдением резидентами условий инвестиционных деклараций и  условий получения мер государственной поддержки факта нарушения резидентом таких условий, представления при этом заявления в арбитражный суд об исключении резидента из реестра  резидентов и вступления в силу соответствующего решения арбитражного суда;

3) внесения записи соответственно в ЕГРЮЛ, ЕГРИП о ликвидации  юридического лица, прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

4) прекращения деятельности резидента – юридического лица в результате его  реорганизации.

Исключение резидента из реестра резидентов зоны территориального  развития является основанием для прекращения предоставления ему мер государственной
поддержки в соответствии с Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. N 392-ФЗ “О зонах территориального
развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской  Федерации”.

Льготный (преференциальный) режим осуществления предпринимательской  деятельности на территории зоны территориального развития предусматривает предоставление ее  резидентам различных мер государственной и муниципальной поддержки, а именно:

1) предоставление бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской  Федерации для реализации в зоне территориального развития инвестиционных проектов с участием  резидентов;

2) создание объектов капитального строительства в области энергетики,  транспорта, находящихся в государственной собственности Российской Федерации и необходимых для  осуществления резидентами предпринимательской и иной экономической деятельности;

3) предоставление резидентам в аренду земельных участков из состава земель,  которые находятся в государственной или муниципальной собственности либо государственная  собственность на которые не разграничена, в границах зоны территориального развития.

Для этого со дня  принятия Правительством Российской Федерации решения о создании зоны территориального развития  Российская Федерация на основании части 1 статьи 17 Федерального закона от 3 декабря  2011 г. N 392-ФЗ “О зонах
территориального развития в Российской Федерации и о внесении  изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” передает на срок существования
такой зоны субъекту Российской Федерации, на территории которого создана зона территориального  развития, осуществление ряда полномочий по распоряжению земельными участками, находящимися в  федеральной собственности и расположенными в границах зоны территориального развития, а именно:  образование земельных участков, уточнение границ земельных участков в целях их  предоставления резидентам в аренду; принятие решений о предоставлении земельных участков резидентам в аренду;  заключение договоров аренды земельных участков, предоставляемых резидентам зоны территориального  развития;

4) предоставление налоговых льгот и инвестиционного налогового  кредита резидентам в соответствии с законодательством о налогах и сборах;

5) иные меры государственной и муниципальной поддержки в соответствии  с федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми  актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов  Российской Федерации, муниципальными правовыми актами. В частности, на очередной финансовый год на  основании законов о бюджете в порядке, установленном бюджетным законодательством,  резидентам могут предоставляться:

– государственные гарантии по кредитам, привлекаемым юридическими лицами;

– субсидии на возмещение резидентам части их затрат на уплату  процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, лизинговых  платежей за оборудование, приобретаемое у российских лизинговых компаний, и т.д.

Срок функционирования зоны территориального развития и прекращение ее  существования. Зона территориального развития создается на срок 12 лет. При  этом ее функционирование осуществляется поэтапно. Продолжительность каждого этапа  устанавливается соглашением о функционировании зоны территориального развития.

Существование зоны территориального развития прекращается по истечении срока,  на который она
создана, за исключением досрочного прекращения ее существования, которое  допускается в случае:

1) необходимости защиты жизни и (или) здоровья людей, охраны окружающей среды  и культурных ценностей, обеспечения обороны страны и безопасности государства;

2) недостижения по окончании этапа функционирования зоны территориального  развития значений показателей оценки эффективности функционирования зоны  территориального развития, предусмотренных соглашением о функционировании зоны территориального развития для данного этапа ее функционирования.

Решение о досрочном прекращении существования зоны территориального развития принимается Правительством Российской Федерации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)