Значимые факторы, не учитываемые в процессе принятия решений

Чтобы принятое управленческое решение было эффективным, ЛПР необходимо:

  • уметь пользоваться инструментарием принятия управленческих решений;
  • достаточно точно оценивать степень неопределенности ситуации.

Для разработки управленческих решений руководителю и членам управленческой команды необходимо не только обладать теоретическими знаниями, богатым опытом, управленческим поведением, но и достаточно квалифицированно применять на практике:

  • методологию разработки управленческого решения;
  • методы разработки управленческих решений;
  • организацию разработки управленческого решения;
  • оценку качества управленческих решений.

У ЛПР, как и у любого человека, имеются свои когнитивные ограничения и поведенческие стереотипы. Очень часто эти люди излишне самоуверенны и, полагая, что обладают даром предвидения, упорно интерпретируют факты в пользу своей изначальной гипотезы.

По сути, они не знают, чего именно не знают и поэтому попадают в когнитивные ловушки. В силу известной самоуверенности, ЛПР пренебрегает методами принятия управленческих решений и инструментами диагностики и, соответственно, принятое им решение будет неправильным.

Здесь придет на помощь системный подход к принятию управленческих решений, с поэтапной оценкой эффективности решений на основе процедурной рациональности, предполагающий
прозрачность и открытость, чтобы коллеги ЛПР могли высказывать свое мнение.

Не будем перечислять присущие управленческой деятельности недостатки, а остановимся на факторах, влияющих на процесс принятия управленческих решений, но не учитываемых при этом ЛПР.

Организационно-структурные действия.

К ним, как правило, относят:

  • четкое выделение круга решенных и нерешенных вопросов в рамках сформулированной проблемы или аналогичных ей (известных элементов потребного будущего и препятствий для осознания его в целостном образе);
  • раздельное обобщение решенных и нерешенных вопросов с по-следующей их систематизацией, установление «точек соприкосновения» или «сопряжения» нерешенных вопросов с известным знанием (элементами предвидимого объекта);
  • решение в рамках условий проблемы частных задач, необходимых в поиске предвидимой новизны;
  • установление зависимости между предметностью процесса принятия управленческих решений и условиями предвидения;
  • оформление структурной схемы проблемной ситуации;
  • интуитивные усилия для получения ассоциативного ответа на проблемный вопрос.

В процессе реализации организационно-структурных принципов устанавливается и предметно-логическая граница между содержащимся в условиях проблемы известным и неизвестным знанием (или будущим результатом предвидения).

Эта граница позволяет сознанию человека, во-первых, «определиться» с основной доминантой в виде способности преимущественно воспринимать предвосхищающую будущее информацию, во-вторых, сузить круг объектов, определяющих содержание ассоциирования и делающих этот процесс в определенной степени управляемым.

Средствами предвосхищения предвидимого объекта могут выступать самые разнообразные характеристики ассоциированной предметности: соотносящиеся с предвидимой
новизной свойств объектов, закономерности, методы, тенденции развития, гипотезы и т. д.

К аналитическим относят действия по обработке предметного содержания вовлекаемой в предвидение информации, т. е. анализ известного знания на предмет установления его родства с условиями проблемы.

Отсутствие границы между элементами корпоративного управления и традиционных управлений.

Систему корпоративного управления характеризует в значительной степени выстраивание отношений с субъектами внешней и внутренней среды организации.

Для большинства крупных компанийможно выделить следующее содержание понятия «корпоративное управление»: менеджмент; собственники компании (для акционерных обществ — крупные и мелкие акционеры); органы государственной власти; кредиторы. Необходимо отметить, что в международной практике в этом ряду находится также выстраивание отношений с персоналом компании и общественностью.

Социальная ответственность субъектов предпринимательства —это система социального партнерства компаний и общества. Реализуется она через инвестиции и бизнес-проекты, которые чаще всего направлены на охрану здоровья, здоровый образ жизни, безопасность труда, развитие персонала, — то есть на внутренние вложения в социальные активы.

Сюда входят также природоохранная деятельность и ресурсосбережение, поддержка и развитие местного сообщества, развитие социальной инфраструктуры. Эти социальные вложения
условно можно назвать внешними. В настоящее время компании берут на себя финансирование тех областей, до которых у государства, как говорится, «руки не доходят».

Многие из крупных компаний выстраивают свои отношения с общественностью в основном в форме благотворительности. Среди направлений спонсорской помощи организаций чаще встречаются шефская помощь детским домам, детским садам, школам, больницам и спортивным учреждениям.

Среди преимуществ, которые получает субъект предпринимательства при соблюдении принципов социального партнерства, чаще всего называют рост профессионализма и удержание «кадрового потенциала» компании; донесение деловой и общественной репутации организации до населения, клиентов, партнеров; выстраивание партнерских отношений с органами власти.

В то же время, многие компании указывают на то, что развитие социальной ответственности ограничивают некоторые обстоятельства: огромное число просьб и обращений при ограниченности ресурсов, отсутствие системы поощрения социально ответственных организаций, отсутствие системы оценки обществом результатов социальных и благотворительных
программ предпринимательства.

Отвлечение средств на социальные программы не совсем согласуется со стремлением акционеров получить максимальную прибыль.

Найти оптимальный баланс между интересами конкретных акционеров и интересами общества — главная задача, которую приходится решать менеджменту компаний. Чтобы конкретный акционер не обвинял менеджеров в уводе его денег, необходимо разработать план мероприятий, учитывающих интересы общества и компании, просчитать, во что обойдется та или иная социальная инициатива и, самое главное, измерить эффективность реализованных социальных инициатив.

Многие субъекты предпринимательства из разряда открытых акционерных обществ обеспечивают достаточную прозрачность информации, необходимой для принятия решений об инвестировании.

В частности, на их официальных сайтах размещены устав организации, бухгалтерская отчетность, социальные программы и др.

Важнейшая проблема взаимодействия предпринимательства и власти — определение степени ответственности каждого из субъектов за решение социальных проблем и социальное развитие общества. Ни в науке, ни в практике нет единого подхода к решению этой проблемы.

Одни считают, что ответственность за социально – экономическое развитие в максимальной степени возлагается на предпринимательство. Этот, так называемый, европейский подход
поддерживают в основном представители некоммерческих организаций и государственных органов власти.

Другие разделяют американский подход, в рамках которого сверхзадачей предпринимательства
является повышение прибыли и рост ценности компании для акционеров, а ответственность за решение социальных проблем лежит на государстве. Нобелевский лауреат 1970 г. М. Фридман считал, что социальная ответственность компании состоит в повышении прибылей.

Основные собственники компаний демонстрируют очень высокую, часто экономически необоснованную, степень опасения в отношении раскрытия информации о деятельности своих компаний, и, в частности, о вопросах корпоративного управления (данные о членах совета директоров и исполнительных органов, числе заседаний этих органов, соотношении исполнительных и неисполнительных членов в составе совета директоров и пр.).

Очень часто даже компании, внедрившие у себя отдельные компоненты «передового корпоративного управления», не считают нужным раскрыть информацию о таких фактах.

Особенности стратегических управленческих решений.

Функционирование любого субъекта предпринимательства невозможно без выработки стратегических решений. Под стратегией понимают детальную программу, направленную на достижение цели.

Стратегическое управление представляет собой процесс, определяющий последовательность действий организации по разработке и реализации стратегии. Он включает постановку целей; выработку стратегии; определение необходимых ресурсов и поддержание взаимоотношений с внешней средой, позволяющих организации добиваться поставленных целей. Учет особенностей управленческой деятельности при реализации стратегии позволяет достигать поставленных
целей более надежно.

Самые ответственные управленческие решения — стратегические, определяющие судьбу субъекта предпринимательства. Они требуют видения проблемы в широком контексте и долгосрочной перспективе.

Но, как показывают исследования, большинство руководителей субъектов предпринимательства недостаточно внимания уделяет специфике стратегического управления, что не позволяет им
в полной мере реализовать миссию своей организации, основанную на следующих конечных продуктах стратегического управления:

  • потенциале организации, обеспечивающем достижение будущих целей;
  • адаптации персонала и организационной структуры организации к изменениям внешней среды.

В процессе принятия управленческих решений важна полнота понимания потенциала субъекта предпринимательской деятельности и возможных источников его роста.

Под потенциалом правомерно понимать совокупность имеющихся средств, возможностей, способностей (включая скрытые нереализованные резервы деятельности хозяйствующих субъектов экономики), которые при изменении определенных условий могут перейти из потенциальной возможности в действительность.

Потенциал — это, собственно, резервы и возможности, требующиеся для достижения
определенного конечного результата. Но в экономической литературе правильно отражается необходимость разграничения понятий «потенциал» и «ресурсы».

Ресурсы хозяйствующего субъекта экономики представляют собой уже имеющиеся и фактически использующиеся для достижения поставленной цели возможности. Понятие «ресурсы» используется в теории и практике в двух случаях:

  • для характеристики понятия «ресурсный потенциал» (имеющиеся и исследуемые ресурсы — это составная часть потенциала, однако преобразованная в процессе производства или выбывшая из состава имущества часть ресурсов уже не может быть таковой по определению);
  • для характеристики понятия и оценки эффективности использования ресурсов, согласно применяемым критериям (ресурсоотдачи, фондоотдачи и др.).

Схема взаимосвязи проявления в общей системе менеджмента субъекта предпринимательской деятельности таких экономических категорий, как потенциал, резервы и ресурсы, разработанная в ходе настоящего исследования, позволяет структурировать управляемую подсистему в составе системы управления следующими процессами:

  • выявления и использования потенциала субъекта предпринимательской деятельности;
  • формирования, использования и перераспределения ресурсов субъекта предпринимательской деятельности;
  • производства и реализации строительной продукции, работ,услуг коммерческой организации.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)