Журналистика высоких технологий

Писать для бумажной прессы на тему ин­тернет-журналистики всегда забавно. Вроде бы и большинство авторов сетевых изданий вышли из печатных СМИ, да и сами газеты в последний год обзавелись своими веб-представительствами… А все равно забавно…

По сути дела, мы друг друга так и не поняли. Т.е. полезность появления в Сети бездны информационных материалов газеты, кажется, уже усвоили. В свою очередь и сетевики, намаявшись с творчески настроенными жур­налистами-технарями, стали все чаще и чаще прибегать к услугам чисто бумажных корреспондентов. Но большой дружбы так и не вышло.

К сожалению, мы слишком рано посчитали друг друга конкурентами и вместо поиска путей сотрудничества оперативно занялись разглаголь­ствованиями о том, выживут ли газеты в эру WWW и смогут ли информа­ционные серверы опровергнуть аксиому экономической убыточности печатного слова.

Любопытно другое — сами издатели интернет-прессы сегодня не смогут вам точно сказать, во что же превратятся их издания через пару-тройку лет. Все дело в том, что на текущий момент сетевая пресса более, чем любая другая медиа, зависит от развития высоких технологий. Сего­дня они позволяют нам делать СМИ, похожие на бумажные.

Завтра с внедрением в массовое потребление более скоростных каналов передачи информации они позволят добавить к газетному аналогу аудиосопровождение, а послезавтра, глядишь, журналистам от Сети придется подобно своим телесобратьям садиться напротив миниатюрных веб-камер и пред­ставлять свои авторские видеоколонки.

Естественно, что описанные тут перспективы реализуемы и сегодня, однако речь-то идет именно о пол­ноценных СМИ, которые могут существовать и претендовать на коммер­ческий успех лишь при наличии как минимум десятков тысяч постоян­ных читателей, а не сотен сегодняшних владельцев скоростного доступа.

И все же перспектива рано или поздно превратится в реальность. Интересно, с кем тогда нас попробуют сравнить? Явно не с бумажными СМИ. Но в телевидение Сеть тоже не превратится. Заданный уже сегодня высочайший уровень интерактивности в общении с читателями абсо­лютно точно не даст электронным газетам возможности прикинуться «голубым ящиком».

Так что придется е-СМИ рано или поздно становиться полноценной медиа со своими нюансами и отличиями. Здесь, кстати, уместно сказать, что одновременно с указанным процессом мы наконец-то сможем говорить и о появлении новой журналистской профессии: high-tech-журналистике.

Столь странное название специальности на самом-то деле лежит на поверхности. Как уже было сказано, будущее интернет-изданий напря­мую зависит от развития технологий. Задумайтесь, например, над таким фактом — уже сегодня более 90% пишущих в Сеть используют для созда­ния своих материалов достижения высоких технологий или попросту компьютеры.

Со стороны читателей эта цифра и вовсе абсолютна. Ведь без включения компьютера и входа в Сеть в интернет-газете и строчки не прочтешь. Попросту не доберешься до информации. И, таким образом, возникает некая новая стилистика, новый подход в подготовке и подаче материала, а это уже абсолютно явные признаки достаточно узкой спе­циализации.

В продолжение темы хотелось бы отметить еще одну тенденцию, яв­но наметившуюся в Рунете.

Речь идет о традиционно низком уровне интереса сетевых читателей к электронным версиям бумажных, да и электронным СМИ. Казалось бы, в чем разница между чисто электронной газетой и сайтом ее бумажного со­брата. Оперативность появления информации у нас в последнее время почти сравнялась.

Многие издания, в том числе и уважаемая мною НГ, создали даже специальные интернет-отделы, которые не хуже, а зачастую и лучше многих решают маркетинговые и стратегические вопросы. И все же интерес читателей остался на стороне интернет-СМИ. Тут, кстати, уместно привести пример сервера НТВ, где было решено создать внуши­тельную по количеству специалистов сетевую команду и не ограничи­ваться традиционным для телесерверов размещением новостных сводок.

И результат получился довольно интересный. По сути дела, НТВ.РУ стал первым сервером, получившим относительную популярность. Однако если учесть не имеющие аналогов рекламные затраты, то выходит, что и этот проект не стал исключением из общего правила.

Согласитесь, что, когда ведущим новостей самого информационного ТВ-канала страны в прайм-тайм приходится специально давать заголовки эксклюзивных новостей сайта, не раскрывая их содержимое, а потом «добивать» это дело агрессивным роликом и бегущей строкой с веб-адресом, разгово­ры об успехе проекта вряд ли можно назвать уместными. И вины ко­манды тут нет.

«Кесарю — кесарево» верно и в отношении медиа. Интернет — для интернет-изданий, киоски — для газет и журналов, а телевизор — для те­левидения. Читатель просто хочет использовать источник информации там, где ему удобно. По дороге на работу он послушает радио и прочтет газету, для получения оперативной информации зайдет в Сеть, а вечером просмотрит интересные репортажи по телевидению.

Говоря о превращении интернет-прессы в полноценную медиа, име­ет смысл обратить внимание и на рекламно-маркетинговый аспект, ко­торый традиционно является неким индикатором потенциала и перспек­тив любого вида СМИ. В этом отношении интернет весьма сложный сег­мент рекламного рынка, и площадками для размещения коммерческих объявлений являются сайты, зачастую очень далекие от понятия «ин­формационный сервер».

Чего только стоят довольно успешные реклам­ные позиции бесплатных почтовых систем или разного рода рейтингов. Тут, кстати, играет свою роль и проблема абсолютного отсутствия какой-либо вменяемой правовой базы, регулировавшей бы рекламу в интернете. Посудите сами. С точки зрения закона о СМИ вся периодика делится на общественно-политическую и рекламно-информационную.

Граница меж ними пролегает в соотношении процентов общей площади, отведенной под информацию и рекламу. Если превысил барьер в 40%, значит, ты рекламщик и будь готов отказаться от львиной доли налоговых поблажек. Трудно себе представить, какое же количество баннеров (рекламных щи­тов) должно быть размещено на одной веб-странице, чтобы издание было признано рекламным…

И все же, несмотря на многочисленные казусы, реклама остается чуть ли не самой сильной стороной интернет-изданий. За счет относи­тельной дешевизны производства интернет-СМИ грозятся стать самыми прибыльными из медиа.

Конечно, это произойдет не сегодня, но в бли­жайшем обозримом будущем. И, как представляется, именно эта перспек­тива в компании с абсолютно новыми возможностями high-tech-жур­налистики и является залогом становления и развития нового полноцен­ного сегмента СМИ.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)