Зарубежный опыт развития ОЭЗ: конструирование, правовое обеспечение

В мире первые свободные экономические зона СЭЗ появились на Гибралтаре в 1704 году, в 1819 году в Сингапуре и в 1848 году в Гонконге. В настоящее время, более чем в 120 странах функционируют свыше 2,5 тысяч зон различного вида.

Насчитывается, около 1500 предпринимательских зон, более 700 экспортно-производственных зон (включая зоны свободной торговли), около 450 научно-промышленных парков и более 700 зон специального назначения (офшорные центры, зоны рекреации, эколого-экономические района, туристические центры и т.д.).

15 июля 1979 года ЦК КПК и Госсовет Китайской народной республики приняли решение о создании особых экспортных районов в, Чжухае, Шаньтоу и Сямэнев качестве эксперимента.

16 мая 1980 года ЦК КПК и Госсовет КНР отменяет термин «особый экспортный район» и официально вводит понятие «специальная экономическая зона».

В первые годы после введения политики реформ и открытости создание специальных экономических зон сыграло важную роль в развитии экономики страны, издании новых законов и правил, способствующих развитию рыночной экономики и расширению внешних экономических контактов.

В 1980 году были образованы сразу четыре однотипные СЭЗ, цель которых была протестировать инновационную политику, которую планировалось внедрить в дальнейшем в других регионах Китая. Зоны были расположены в Шенжене, Чжухае, Шаньтоу (провинция Гуандун) и в Ксиамене (провинция Фуджиан).

Когда экономика Китая стала открытой для международной торговли и инвестиций, деятельность СЭЗ сразу принесла результаты.

В 1981 году на долю четырех СЭЗ пришлось 60% притока ПИИ в Китай, причем 51% ПИИ пришлись на долю зоны, расположенной в Шенжене, на остальные зоны – приблизительно по 3% совокупного притока ПИИ в страну.

Спустя 3 года на долю СЭЗ все еще приходилось 26% от совокупного ПИИ, полученного государством. К концу 1985 года 20% совокупных прямых иностранных инвестиций (около 1,2 млрд. долларов) приходилось на четыре СЭЗ. Китайские вложения в СЭЗ были значительно выше, чем инвестиции иностранцев. И, прежде всего, они осуществлялись в инфраструктуру и предприятия.

Когда стал очевиден положительный опыт работы первых СЭЗ, аналогичные благоприятные режимы деятельности были обеспечены предпринимателям в 14 прибрежных городах Китая, потом – и в других регионах страны.

Стремительный рост экономики Китая в последние три с половиной десятилетия не имеет аналогов в мире. С тех пор как Китай принял политику «открытых дверей» и начал проводить реформы в 1978 году, ВВП Китая стал расти в среднем на 9% ежегодно. Еще боле быстрыми темпами возрастал объем экспорта государства. Значительно вырос и показатель ВВП на душу населения.

По итогам 2011 года объем мирового экспорта товаров составил 18197 млрд. долларов, при этом, 10,4% от этого объема приходится на Китай. В 2000 году доля Китая в общемировом экспорте товаров составляла 3,86%, а в 1978 году, когда начало осуществляться реформирование Китая – всего лишь 0,75%. То есть, за 33 года доля государства в экспорте товаров в мире возросла в 14 раз.

Реформа «открытых дверей», начавшаяся в 1978 году, стала социальным экспериментом на ограниченной территории, призванным показать, куда приведет рыночное реформирование экономики. Ограничение территории было важным пунктом в этом эксперименте и обеспечивало безопасность в том случае, если бы реформирование было признано неудачным.

СЭЗ в Китае отличаются от других свободных экономических зон в азиатских странах более широкой диверсификацией деятельности и охватом гораздо более значительных территорий. У СЭЗ было выгодное расположение – на территории прибрежных зон, имеющих исторический опыт внешней торговли, вблизи Гонконга, Макао и Тайваня.

Открытие свободной экономической зоны на территории Шенженя стало важным стратегическим решением, так как Шенжень находится в непосредственной близости от Гонконга. Опыт этого специального административного района Китай использовал для стимулирования экономического роста. И результат оказался крайне позитивным. С самого начала сочетание благоприятных условий для работы и правильно выбранных направлений деятельности вылилось в беспрецедентный рост экономики.

Темпы роста экономики Шенженя были очень высоки: с 1980 по 1984 годы ВВП Шенженя возрос в 6 раз (58% роста ВВП ежегодно), в то время как в Китае экономика возросла «лишь» в 1,5 раза.

В других СЭЗ рост экономики отставал от шенженьского, но также был высоким: в Чжухае 32%, в Шаньтоу 9%, в Ксиамене 13%. С 2000 по 2010 годы экономика Шенженя возросла в 4,4 раза. ВВП Шенженя в 2010 году составил 146 млрд. долларов. В июле 2012 года Шенжень был назван одним из 13 крупнейших мегаполисов Китая, его население составляет приблизительно 14 млн. человек.

В 1996 году в Шенжене дополнительно был учрежден индустриальный парк, предприятия которого специализируются на таких областях как биотехнологии и фармацевтика, строительство и производство строительного материала, химическое производство, медицинское оборудование, электроника, программное обеспечение, телекоммуникационное оборудование и т.д. Развитие огромного китайского мегаполиса, еще 30 лет назад бывшего небольшим рыболовецким городком, продолжается.

В настоящее время составной частью экономических реформ Китая является «политика открытости», которая направлена на привлечение иностранного капитала в китайскую экономику в виде займов, прямых инвестиций, организацию совместных предприятий с зарубежными партнерами и привлечение капитала через специальные экономические зоны (СЭЗ).

Основными целями создания СЭЗ являлись:

  • привлечение иностранного капитала, передовой техники и технологии, овладение опытом управления, подготовка национальных кадров;
  • увеличение экспортной валютной выручки;
  • стимулирование реформы, предварительная «обкатка» ее мероприятий;
  • эффективное использование природных ресурсов;
  • стимулирование развития экономики страны в целом, передача передовой зарубежной технологии и опыта управления во внутренние районы страны;
  • создание «буферов» в связи с возвращением Гонконга (1997 г.) и Макао (1999 г.);
  • мобилизация финансовых возможностей китайской эмиграции;
  • обеспечение ускоренного развития тех регионов страны, где находятся специальные зоны всех типов.

В настоящее время в Китае действуют следующие экономические зоны СЭЗ Шаньтоу – Более 3000 проектов с участием иностранного капитала в области нефтехимии, портовой и др. инфраструктуры, производства одежды, обуви и электроники. 95% объема иностранных инвестиций поступает от китайских соотечественников из Гонконга, Тайваня, Сингапура.

СЭЗ Шэньчжэнь– Свыше 17,5 тыс. предприятий, 85% инвестиций в которых приходится на Гонконг. Основные сферы инвестирования выступают: ядерная энергетика, электроника, машиностроение, инфраструктура, финансы, высокие технологии.

СЭЗ Чжухай– Более 4980 предприятий с иностранными инвестициями. Вложения направлены в сферу услуг, тяжелую промышленность, электронику, портовое и дорожное строительство и т.д. 80% капитала – это инвестиции из Гонконга, Макао, Тайваня и Сингапура.

СЭЗ Сямэнь– Свыше 4150 предприятий с иностранным капиталом, из которых 80% – инвестиции из Тайваня. Основные отрасли инвестирования – электроника, текстиль, пищевая промышленность, химическая промышленность.

СЭЗ Хайнань – Более 7320 предприятий, совокупный объем контрактных инвестиций – 22,3 млрд. долл. США.

Новый район Пудун. Район создан в 1990 г., составная часть Шанхая – насчитывает свыше 5400 проектов в автомобилестроении, электронике, приборостроении, телекоммуникациях, высоких технологиях, энергетике.

Система управления СЭЗ характеризуется наличием следующих особенностей:

  • специальные налоговые стимулы для иностранных инвестиций;
  • большая независимость в международном сотрудничестве.

Экономические характеристики представлены в виде так называемых «четырех принципов»:

  • конструкция в первую очередь рассчитана на привлечение и ·использование иностранного капитала;
  • основными экономическими формами являются китайско-иностранные совместные предприятия и партнерства, а также полностью иностранные предприятия;
  • производство в первую очередь экспортно-ориентированной продукции;
  • экономическая деятельность в первую очередь определяется рынком.

Существует система стимулов, применяемая в СЭЗ для привлечения иностранных инвестиций:

  1. уменьшение ставок таможенных пошлин или отсутствие таковых;
  2. отсутствие импортных квот;
  3. либерализация или отсутствие валютного контроля;
  4. неограниченная репатриация прибыли;
  5. снижение ограничений на иностранную собственность;
  6. снижение бюрократических барьеров;
  7. развитая инфраструктура;
  8. упрощение административных правил с относительной независимостью местных плановых органов;
  9. прямой доступ к плановым структурам провинциального и центрального уровня;
  10. «налоговые каникулы».

В отношении предприятий-резидентов СЭЗ применяются льготная ставка налога на прибыль и 5-летние «налоговые каникулы» с полным или частичным освобождением от уплаты данного налога (первые 2 года – налог не взимается, следующие 3 года – 50% от действующей ставки).

До 2008 г. льготная ставка налога на прибыль составляла 15% (на других китайских предприятиях вне льготных зон – 33%).

В соответствии с Уведомлением № 39 Госсовета КНР «О переходной политике предоставления льгот в отношении налога на прибыль предприятий» от 26 декабря 2007 г. для предприятий-резидентов СЭЗ с 1 января 2008 г. введен 5-летний переходный период на новые ставки указанного налога.

Данное правило распространяется только на резидентов, которые были зарегистрированы в СЭЗ до 15 марта 2007 г. В отношении «новых» резидентов СЭЗ, зарегистрированных после 15 марта 2007 г., с 1 января 2008 г. Действуют:

  1. единая для всех предприятий КНР новая ставка налога на прибыль в размере 25%;
  2. налоговая скидка до 0% на производственные материалы;
  3. самостоятельность при приеме на работу и увольнении работников;
  4. повышенные нормативы на амортизационные отчисления;
  5. согласованные ограничения доступа на китайский внутренний рынок для товаров, производимых в зоне;
  6. предоставление вида на жительство, разрешения на работу и налоговых льгот для иностранцев, работающих в зоне.

Каждая из шести СЭЗ была создана на основе соответствующего акта Правительства КНР, конкретные вопросы их деятельности регулируются специальными правилами и положениями, принимаемыми на уровне местных властей с правами провинциального уровня.

Иностранный инвестор, намеревающийся инвестировать в ту или иную СЭЗ, должен следовать положениям «Каталога отраслей – руководства для иностранных инвестиций» на предмет соответствия предлагаемого им проекта действующему в СЭЗ законодательству.

На сайтах администраций СЭЗ опубликована подробная информация о разрешенных формах иностранного присутствия в зонах, процедурах учреждения компаний с иностранным капиталом, требуемых для регистрации документах, режиме налогообложения, таможенном, экспортно-импортном режимах и др.

Важно отметить, что система стимулов для иностранных инвесторов действует не только в пределах указанных СЭЗ. Следует также иметь в виду, что в крупных и средних городах Китая с середины 80-х годов были созданы 54 зоны технико-экономического развития государственного уровня, 15 зон свободной торговли и 14 зон приграничного экономического сотрудничества государственного уровня, в которых местным законодательством предусмотрены соответствующие налоговые и административные преференции в отношении иностранных инвесторов.

Практика функционирования китайских СЭЗ и других районов со льготным инвестиционным климатом продемонстрировала несомненные успехи. К числу достижений СЭЗ в Китае как китайские, так и зарубежные специалисты относят высокие, устойчивые темпы экономического роста, большие объемы привлеченных в зоны иностранных инвестиций, значительное повышение производительности труда и, наконец, существенный рост уровня жизни населения.

СЭЗ в КНР (помимо общих с другими странами целей специальных зон) в целом являются экспериментом по использованию рыночных отношений в условиях преобладания государственной собственности. Переход «всех разом» к рыночному хозяйству признан в Китае неприемлемым, чреватым серьезными потрясениями для народа и экономики в целом.

Специфика китайского опыта регулирования СЭЗ заключается в том, что СЭЗ для современного Китая – это нечто большее, чем специальные районы по стимулированию иностранного и отечественного предпринимательства, привлечению инвестиций, ускоренному развитию тех или иных отраслей и др.

В СЭЗ Китая происходит становление и обкатка, как указывают китайские экономисты, экономической модели, по которой в XXI в. будет жить практически весь Китай, что приводит к положительным.

В исследованиях А.Д. Тужилина, посвященных процессу формирования особых экономических зон в Китае, отмечаются следующие положения.

Наиважнейшей целью создания специальных экономических зон является привлечение прямых инвестиций в экономику страны, создание благоприятных условий для развития компаний. Специальные экономические зоны стали одним из ключевых факторов экономического роста КНР в 20-21 веке.

В настоящее время Китай является одной из лидирующих стран в мировой экономике, достигнув невероятных результатов всего за 30 лет экономических реформ. Опыт Китая в создании особых экономических зон бесценен для мировой экономики. Тема специальных экономических зон является объектом изучения экономистов со всего мира.

Не существует конкретного определения понятия особых (специальных) экономических зон, хотя бы потому, что создание каждой специальной экономической зоны преследует уникальную цель. Можно выделить основные факторы, характерные для большинства ОЭЗ:

  • обособленная территория;
  • предоставление экономических преференций определенным категориям
  • компаний с целью развития национальной экономики.

Одним из ключевых факторов успеха функционирования специальных экономических зон является стабильность политической системы в стране, выступающей гарантом безопасности вложенных инвестиций.

В этом аспекте Китай имеет преимущества, являясь страной со стабильной, жестко регулируемой политической системой, способной обеспечить безопасность прямых инвестиций, имея для этого политическую волю и необходимые механизмы воздействия, например, эффективную судебную систему.

Не менее важным фактором успеха той или иной экономической зоны является наличие долгосрочной стратегии развития региона – необходима продуманная кластерная система развития территорий с учетом их географического положений и территориальных особенностей.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)