Занятия физкультурой и спортом

Указ Президента Российской Федерации от 24.03.2014 года № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)» Постановление Правительства РФ от 31.03.2014 г. № 254 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом».

Приказ Минобрнауки России от 24.04.2014 № 409 «Об утверждении формы соглашения между Министерством образования и науки Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом, формы отчета об осуществлении расходов бюджета субъекта Российской Федерации (местных бюджетов), источником финансового обеспечения которых является субсидия, предоставленная из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом и формы заявки о перечислении указанной субсидии»

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 13 сентября 2013 г. № 1065 г. Москва «Об утверждении порядка осуществления деятельности школьных спортивных клубов и студенческих спортивных клубов». Письмо Министерства спорта Российской Федерации от 30 июля 2013 г. № ЮН-04-10/4409 «О переходе детско-юношеских спортивных школ на реализацию дополнительных образовательных программ в области физической культуры и спорта».

Рекомендации по проведению уроков физической культуры в зимний период.

Рекомендации составлены на основе письма Министерства образования Российской Федерации от 27 ноября 1995 г. № 1355/1 «О занятиях по физической культуре в зимний период», требований САНПиН 2.4.2.2821-10:

  1. Возможность проведения уроков физической культуры на открытом воздухе определяется совокупностью показателей метеоусловий (температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха).
  2. Проведение занятий по лыжной подготовке возможно при соблюдении следующих условий: – наличия лыжных трасс (лыжни) в непосредственной близости от образовательного учреждения, – наличия в образовательном учреждении необходимого количества единиц лыжного инвентаря, оборудованных мест для его хранения, – соблюдения необходимых гигиенических процедур при обработке лыжного инвентаря
  3. Разрешается проводить занятия по лыжной подготовке во второй половине дня, в субботу
  4. При отсутствии необходимых условий лыжная подготовка может быть заменена иными видами двигательной активности: – в начальной школе – катанием на санках, коньках, подвижными играми на воздухе, пробежками по утоптанным снежным дорожкам и т.д. В основной школе – общеразвивающими и силовыми упражнениями, подвижными и спортивными играми, катанием на коньках, пробежками по утоптанным снеговым дорожкам, игрой в хоккей с мячом и шайбой. В средней школе – спортивными играми, катанием на коньках, кроссами, игрой в хоккей с мячом и шайбой.
  5. В случае несоответствия погодных условий занятия переносятся в спортивный зал.

Требования к организации и проведению уроков физической культуры в общеобразовательных учреждениях в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.

Требования представляют собой систему обязательных правил к уроку физической культуры, основанных на реализации личностно-ориентированных и здоровьеформирующих технологий, обеспечении повышения качества урока за счет рационально организованного учебного процесса, оценки результатов деятельности обучающихся по предмету, включения разнообразных видов двигательной активности, повышающих интерес к занятиям физической культурой.

В ходе занятий по физической культуре дети учатся выбирать наиболее эффективные способы достижения результата, сотрудничать и распределять роли для решения учебной задачи, планировать и действовать в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Основные предметные результаты на ступени начального общего образования:

  • формирование представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья, ее позитивном влиянии на развитие человека, о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
  • овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.);
  • формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья, показателей развития основных физических качеств.

Основные результаты на ступени основного общего образования:

  • понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
  • овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, формирование интереса к расширению и углублению знаний по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения;
  • освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий
  • освоение умений планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели;
  • освоение умения оказывать первую доврачебную помощь при легких травмах;
  • обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга;
  • формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой
  • формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений;
  • овладение основами технических действий, приемами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности;
  • расширение двигательного опыта за счет упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.

Какие условия должна обеспечивать администрация образовательного учреждения?

  1. Администрация образовательного учреждения должна обеспечить наличие необходимого инвентаря и оборудования для прохождения программы по физической культуре. (Письмо Министерства образования и науки РФ от 16.05.2012г. № МД-520/19 «Об оснащении спортивных залов и сооружений общеобразовательных учреждений»).
  2. Регулярно проводить испытания спортивного оборудования с составлением соответствующих актов.
  3. Обеспечить комфортные условия для занятий в спортивном зале на основе требований СанПиН 2.4.2.2821-10 (температурный режим, освещение, санитарное состояние спортивного зала, раздевалок, санитарную обработку спортивного инвентаря и оборудования).
  4. Организовать качественное медицинское обслуживание в соответствии с совместным Приказом Департамента образования г. Москвы и Департамента здравоохранения г. Москвы от 25.10.2012 № 1156/682.
  5. Оформить к началу учебного года лист здоровья, в классном журнале в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10.
  6. Утвердить к началу учебного года учебную документацию учителя физической культуры.
  7. Организовать внутришкольный контроль по предмету «Физическая культура».
  8. При составлении расписания учитывать гигиенические рекомендации к расписанию уроков на основе требований СанПиН 2.4.2.2821-10.
  9. Обеспечить образовательное учреждение УМК по предмету «Физическая культура» в соответствии с количеством обучающихся.

Для чего в школах был введен третий час физической культуры в школах?

Введение третьего часа физической культуры в учебные планы общеобразовательных учреждений продиктовано объективной необходимостью:

  • повышения роли физической культуры в воспитании современных школьников, укреплении их здоровья;
  • увеличения объема двигательной активности обучающихся;
  • развития их физических качеств и совершенствования физической подготовленности;
  • привития навыков здорового образа жизни.

Третий урок физической культуры включается в сетку расписания учебных занятий и рассматривается как обязательная форма организации учебного процесса, ориентированного на образование обучающихся в области физической культуры. Что нужно учитывать при планировании содержания занятий в рамках «третьего часа физической культуры»?

Содержание образования по физической культуре с учетом введения третьего часа определяется общеобразовательными программами, разрабатываемыми образовательными учреждениями самостоятельно на основе федерального государственного образовательного стандарта общего образования и примерных основных образовательных программ.

При организации, планировании и проведении третьего часа физической культуры общеобразовательным учреждениям рекомендуется:

  • в полной мере использовать школьные спортивные сооружения и спортивные площадки, оборудованные зоны рекреации и естественные природные ландшафты;
  • использовать спортивные площадки и залы учреждений дополнительного образования детей спортивной направленности, а также спортивных объектов, находящихся в муниципальной и региональной собственности;
  • активно привлекать к проведению третьего урока, особенно если он проводится по программе со спортивной ориентацией, не только учителей физической культуры, но и тренеров и преподавателей учреждений дополнительного образования детей спортивной направленности;
  • активно использовать инновационные методики и технологии физического воспитания, современные мультимедийные средства и компьютерные программы обучения, повышающие интерес к занятиям физической культурой, формирующие творческую активность и самостоятельность, рекомендуемые к использованию в общеобразовательных учреждениях органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования.
    При организации, планировании и проведении уроков физической культуры, с учетом внедрения третьего часа общеобразовательным учреждениям не рекомендуется:
  • сдваивать уроки физической культуры, кроме исключительных случаев, связанных с отдаленностью мест занятий от общеобразовательного учреждения (например, отдаленность лыжной трассы, бассейна и пр.);
  • заменять уроки физической культуры другими формами занятий и, в частности, занятиями в спортивных секциях или внеурочными мероприятиями («Спортивный час», «Час здоровья» и пр.);
  • планировать проведение уроков физической культуры в форме аудиторных занятий, резко снижающих суммарный недельный объем двигательной активности обучающихся (особенно не рекомендуется планирование таких занятий с обучающимися на ступени начального общего образования).

При разработке содержания третьего часа учебного предмета «Физическая культура» необходимо учитывать состояние здоровья обучающихся и деление их в зависимости от состояния здоровья на три группы: основную, подготовительную и специальную медицинскую.

Какие условия необходимо обеспечивать на уроках физической культуры для детей с ограниченными возможностями здоровья? Для обучающихся, отнесенных по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе для занятий физической культурой, необходимо учитывать специфику заболеваний и ориентироваться на выработку умений использовать физические упражнения для укрепления состояния здоровья, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды.

Для обучающихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, необходимо учитывать противопоказания и ограничения для занятий физической культурой с учетом специфики заболеваний и ориентироваться на укрепление их здоровья, коррекцию физического развития и повышение физической подготовленности. России от 13 сентября 2010 г. № ЮН-02-09/4912 с методическими указаниями по использованию спортивных объектов в качестве межшкольных центров для проведения школьных уроков физической культуры и внешкольной спортивной работы.

Как определяются «группы здоровья» детей? Тестирование уровня физической подготовленности проводится только в присутствии медицинского работника и с учащимися отнесенными по состоянию здоровья к основной медицинской группе. (Требования СанПиН 2.4.2.2821-10).

Учитель физической культуры должен знать, что усредненных контрольных нормативов, влияющих на успеваемость по предмету физическая культура на сегодняшний день не существует и введение подобных нормативов не предусмотрено.

Оценивание обучающихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе проводится на основе Письма Министерства образования РФ от 31.10.2003 г. № 13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой».

Интересно
В процессе проведения уроков физической культуры учитель должен строить урок с учетом комплексной оценки состояния двигательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья, которая основывается на определении группы здоровья. Определение группы здоровья проводится по совокупности ряда критериев и дает более широкое представление о состоянии здоровья ребенка.

Группу здоровья определяет педиатр, учитывая данные осмотров специалистов. При отнесении детей ко 2 – 5 группам здоровья не обязательно наличие отклонений по всем критериям здоровья, достаточно по одному из них, но может быть и по нескольким. Группа здоровья определяется по самому тяжелому отклонению или диагнозу.

Какие требования предъявляются к квалификации учителя, проводящего занятия по физической культуре? Должностные обязанности учителя физической культуры может объединять две составляющие характеристики: учителя и руководителя физического воспитания.

Ключевые требования для должности «учитель»

Учитель должен знать:

  • приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
  • законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
  • Конвенцию о правах ребенка;
  • основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач;
  • педагогику, психологию, возрастную физиологию; школьную гигиену; методику преподавания предмета;
  • программы и учебники по преподаваемому предмету;
  • методику воспитательной работы; требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним;
  • средства обучения и их дидактические возможности; основы научной организации труда;
  • нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи;
  • теорию и методы управления образовательными системами;
  • современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;
  • методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
  • технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
  • основы экологии, экономики, социологии;
  • трудовое законодательство;
  • основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
  • правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.
    Ключевые требования для должности «руководитель физического воспитания».

Руководитель физического воспитания должен знать:

  • приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
  • законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную, оздоровительную деятельность;
  • Конвенцию о правах ребенка;
  • основы педагогики, психологии, теории и методики физического воспитания; правила охраны жизни и здоровья обучающихся; методику проведения занятий на спортивных сооружениях и снарядах;
  • формы составления отчетной документации;
  • теорию и методы управления образовательными системами;
  • современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;
  • методы установления контакта с обучающимися разного возраста, их родителями, педагогическими работниками;
  • технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
  • основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство;
  • основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
  • правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;
  • правила по охране труда и пожарной безопасности.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)