Заметки о сельских школах
Суждения сельского учителя о школьном деле не могут отличаться ни многосторонностью, ни строгим беспристрастием. Явления школьной жизни, входящие в его кругозор, знакомы ему близко, известны ему в таких подробностях, которые ускользают от постороннего наблюдателя.
Тем не менее всякое искреннее слово человека, преданного своему делу, об этом кровном его деле имеет относительную цену, как данная, как материал для людей, имеющих возможность обсудить это дело с точек зрения более общих, отрешенных от всяких местных случайностей, от всякого личного пристрастия. Это соображение и дает мне смелость взяться за перо.
Читая наши педагогические руководства, прислушиваясь к толкам печати, беседуя о школах с представителями нашей интеллигенции, постоянно чувствуешь, что речь идет не о той сельской школе, в которой приходится нам трудиться, но о сельской школе вообще, о какой-то схеме, заимствованной из наблюдений над школами иностранными, преимущественно немецкими. Но та школа, которая возникает на наших глазах, среди народа, глубоко отличающегося от всех прочих своим прошлым, своим религиозным и племенным характером, своим общественным составом, – среди обстоятельств беспримерных в истории – с этой схемою имеет очень мало общего.
Постараюсь указать на самые резкие из ее отличительных особенностей. В противоположность школам западным наша сельская школа возникает при весьма слабом участии духовенства, при глубоком равнодушии образованных классов и правительственных органов, из потребности безграмотного населения дать своим детям известное образование.
В этом ее слабость, в этом и ее сила, в этом ключ к объяснению всех прискорбных и отрадных явлений в жизни наших сельских школ. Из этого порядка вещей прямо следует, что преподавание в сельских школах не может иметь никакого направления, кроме данного теми же безграмотными родителями, что за ними не может быть иного контроля, кроме контроля тех же родителей.
Да хранит ее Бог на первых неверных шагах ее трудного существования. В ней кроется зародыш великого блага или великого зла… Постараюсь в следующих заметках разъяснить по мере моих сил, каким образом отражаются эти коренные отличия русской сельской школы на всех сторонах ее учебного и нравственного дела – на ее жизни, внешней и внутренней.
- Письма Ивана Федоровича Тютчева
- Письмо Николая Васильевича Путяты
- Письмо бывшего ученика Рачинского Тита Никонова
- Письмо Аркадия Аверьяновича
- Казанские диалоги
- Чайковский и Рачинский
- Из писем Рачинского графу Шереметьеву
- О времени и взглядах Льва Толстого и Сергея Рачинского
- Константин Победоносцев о Сергее Рачинском
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу