Заметки о сельских школах

Суждения сельского учителя о школьном деле не могут отличаться ни многосторонностью, ни строгим беспристрастием. Явления школьной жизни, входящие в его кругозор, знакомы ему близко, известны ему в таких подробностях, которые ускользают от постороннего наблюдателя.

Но кругозор его узок, и он беспрестанно подвергается опасности принимать местное и частное за общее, основывать свои выводы на слишком недостаточных данных. С другой стороны, самая близость его к делу может препятствовать оценке многих существенных его сторон. По свойственному всем людям самообольщению, он может преувеличивать свое значение в деле, которому он призван служить, – может взвалить на других ответственность за такие его несовершенства, которые он мог сам устранить…

Тем не менее всякое искреннее слово человека, преданного своему делу, об этом кровном его деле имеет относительную цену, как данная, как материал для людей, имеющих возможность обсудить это дело с точек зрения более общих, отрешенных от всяких местных случайностей, от всякого личного пристрастия. Это соображение и дает мне смелость взяться за перо.

Скажу прежде несколько слов об особенностях, присущих в силу вещей нашей сельской школе, насколько они начинают выясняться за краткий период ее существования.

Читая наши педагогические руководства, прислушиваясь к толкам печати, беседуя о школах с представителями нашей интеллигенции, постоянно чувствуешь, что речь идет не о той сельской школе, в которой приходится нам трудиться, но о сельской школе вообще, о какой-то схеме, заимствованной из наблюдений над школами иностранными, преимущественно немецкими. Но та школа, которая возникает на наших глазах, среди народа, глубоко отличающегося от всех прочих своим прошлым, своим религиозным и племенным характером, своим общественным составом, – среди обстоятельств беспримерных в истории – с этой схемою имеет очень мало общего.

Постараюсь указать на самые резкие из ее отличительных особенностей. В противоположность школам западным наша сельская школа возникает при весьма слабом участии духовенства, при глубоком равнодушии образованных классов и правительственных органов, из потребности безграмотного населения дать своим детям известное образование.

В этом ее слабость, в этом и ее сила, в этом ключ к объяснению всех прискорбных и отрадных явлений в жизни наших сельских школ. Из этого порядка вещей прямо следует, что преподавание в сельских школах не может иметь никакого направления, кроме данного теми же безграмотными родителями, что за ними не может быть иного контроля, кроме контроля тех же родителей.

Интересно
Сказанного, полагаю я, достаточно, чтобы убедить читателя в коренном своеобразии русской сельской школы. Задачи ее шире, труднее, чем задачи какой-либо сельской школы в мире. Чтобы стать на высоту этих задач, ей предстоит выработать себе особый тип учебный и нравственный, которому нет образца в школах западноевропейских.

Да хранит ее Бог на первых неверных шагах ее трудного существования. В ней кроется зародыш великого блага или великого зла… Постараюсь в следующих заметках разъяснить по мере моих сил, каким образом отражаются эти коренные отличия русской сельской школы на всех сторонах ее учебного и нравственного дела – на ее жизни, внешней и внутренней.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)