Закон Божий

Русским языком, арифметикою (целых чисел), Законом Божиим исчерпывается обязательная программа наших сельских школ (так называемых одноклассных училищ). В двухклассных министерских училищах к этим предметам преподавания присоединяются арифметика дробных чисел, геометрия, черчение, элементы геодезии, география, русская история, естественные науки, пение и гимнастика и изучение какого-либо ремесла. На усвоение всех этих добавочных предметов полагается два года.

Желательно ли ввести преподавание всех этих предметов, или некоторых из них, или каких-либо иных во все наши сельские школы? Возможно ли в какой мере расширение их программы? Эти вопросы очень важны, не для всех ясны и вызывают самые разноречивые ответы.

О том, что желательно увеличить сумму действительных знаний, сообщаемых всякою школою, к какому бы она ни относилась разряду, кажется, не может быть испору; о той степени опасности, которую представляет расширение программы без соответствующего улучшения и усиления учащего персонала, без достаточного удлинения рабочего времени, мнения, по-видимому,разделены гораздо более.

Наконец, вопрос о том, в ка ком порядке должно совершаться расширение учебной программы наших сельских школ, к чему можно приступить немедленно, что до времени следует отложить,решается способами разнообразными донельзя. Всего естественнее обратиться за примерам к существующим у нас образцовым министерским двухклассным училищам. Пример этот действительно поучителен, но только в смысле отрицательном. Преподавание добавочных предметов во втором классе этих заведений не достигает своей цели и по недостаточной подготовке учеников в первом классе, и по сложности программы, и по недостатку времени, и по недостаточной подготовке учителей.

Этот второй класс приносит пользу лишь в качестве повторительной школы, придающей прочность знаниям и умениям, приобретенным в первом, который по определенному уставом числу уроков совершенно недостаточен в смысле окончательной начальной школы. Что касается до мнимых знаний по добавочным предметам, входящим в программу второго, то пользы принести ученикам они, конечно, не могут никакой, но свидетельство об обладании ими приносит им вред, вселяя в них желание и надежду подняться выше крестьянского сословия – надежду, которая не оправдывается их действительными знаниями.

Итак, двухклассные училища не дают нам прямых практических указаний насчет расширения программы народных училищ. Этих указаний скорее следует искать в школах не министерских, находящихся в относительно выгодных условиях. Из наблюдений над такими школами можно вывести следующие данные.

Во-первых, один из существующих элементов успеха при расширенном преподавании, удлинение учебного времени, совершенно зависит от учащих в школе учителя и законоучителя. Если только школа ведется ими усердно и исправно, родители охотно оставляют в ней детей не только на четыре, но и на пять, шесть лет.

Интересно
К льготным свидетельствам они питают глубокое равнодушие. Нередко они забирают детей из школы за месяц до экзамена и столь же часто посылают доучиваться в школу детей, уже выдержавших экзамен. В огромном большинстве случаев они держатся разумного правила или вовсе не учить детей, или довести их до настоящей прочной грамотности. Там, где школа существует уже много лет, они отлично понимают, что такая грамотность дается не вдруг.

Итак, первым условием возможного расширения существующей программы начальной школы является ее добросовестное исполнение. Как только родители уверуют в школу, убедятся, что она сообщает прочную, практически приложимую грамотность, церковную и гражданскую, навык к быстрому и точному счету, что она учит детей молитве и страху Божию, школа смело может расширить свой учебный курс и по времени, и по содержанию. Они очень основательно заключают, что такая школа, расширяя свое преподавание, имеет в виду пользу их детей, даже когда не понимают специальной пользы того или другого вновь вводимого предмета.

Во-вторых, несомненно, что никакое существенное расширение программы нашей сельской школы не может быть осуществлено без усиления ее учащего персонала. Следить за занятиями более трех групп учеников за раз совершенно невозможно. Без такого усиления всякое введение новых предметов преподавания в нашу школу будет ложью и поведет только к ослаблению в ней преподавания.

В этом заключается одна из самых существенных трудностей дела.

Наша школа, как известно, материально крайне бедна. По-стараюсь указать ниже на самые экономические способы для достижения этой цели. Наконец, следует выяснить себе, в каком порядке, в какой постепенности могут быть введены в нашу сельскую школу те предметы преподавания, которые желательно присоединить к ее программе.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)