Задачи миграционной политики РФ

В общеупотребимом значении термин «миграция» (от лат. migratio) означает перемещение или переселение.

Миграция представляет собой сложное явление, изучению которого ученые зарубежной и отечественной научных школ посвящают свои труды много десятилетий.

К задачам государственной миграционной политики следует отнести:

  • создание предпосылок для переселения в Российскую Федерацию на постоянное место жительства соотечественников, проживающих за рубежом, эмигрантов и отдельных категорий иностранных граждан;
  • разработку дифференцированных механизмов привлечения, отбора и использования иностранной рабочей силы;
  • содействие развитию внутренней миграции;
  • содействие образовательной миграции и поддержка академической мобильности;
  • выполнение гуманитарных обязательств в отношении вынужденных мигрантов;
  • содействие адаптации и интеграции мигрантов, формированию конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом;
  • противодействие незаконной миграции.

Названные задачи предопределили основные направления и функции государственной миграционной политики Российской Федерации.

В области создания для соотечественников, проживающих за рубежом, эмигрантов и отдельных категорий иностранных граждан условий и стимулов для переселения в Российскую Федерацию на постоянное место жительства:

  • оказание помощи квалифицированным специалистам, а также иным иностранным работникам, востребованным на отечественном рынке труда в переселении на постоянное место жительства в Российскую Федерацию;
  • создание и реализация эффективных механизмов переселения в Российскую Федерацию иностранных граждан в целях воссоединения семей;
  • внедрение упрощенного порядка получения гражданства Российской Федерации лицами, имеющими вид на жительство и являющимися предпринимателями, инвесторами, квалифицированными специалистами и членами их семей, а также выпускниками российских образовательных организаций профессионального образования;
  • создание условий для миграции в Российскую Федерацию молодежи, имеющей особо востребованные на российском рынке труда профессии и специальности;
  • усовершенствование государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, придание ей постоянно действующего характера;
  • усовершенствование механизмов получения разрешения на временное проживание и вида на жительство;
  • формирование балльно-рейтинговой системы отбора мигрантов для получения ими вида на жительство;
  • создание инвестиционно- и коммерчески привлекательного имиджа для миграции в Российскую Федерацию предпринимателей и инвесторов;
  • оказание помощи соотечественникам, проживающим за рубежом, и эмигрантам в добровольном переселении в Российскую Федерацию.

В области разработки дифференцированных механизмов привлечения, отбора и использования иностранной рабочей силы, востребованной российской экономикой:

  • модернизация системы документирования трудовой деятельности;
  • создание дифференцированных программ привлечения в страну высококвалифицированных специалистов, а также квалифицированных работников по профессиям, дефицитным и востребованным на российском рынке труда; программ организованного привлечения иностранных работников; программ сезонной миграции работников и каникулярной трудовой миграции иностранных студентов, предусматривающих использование различных механизмов отбора, условий въезда, пребывания и осуществления трудовой деятельности;
  • формирование механизмов стимулирования иностранных работников, востребованных на российском рынке труда, к заключению длительных трудовых договоров и получению статуса постоянно проживающих в Российской Федерации;
  • упрощение механизма деловой миграции;
  • создание механизмов осуществления трудовой деятельности и обучения членов семей иностранных работников, заключивших долгосрочные трудовые контракты;
  • создание механизма привлечения иностранных работников на рабочие места, которые невозможно заместить российскими работниками;
  • совершенствование системы патентования;
  • модернизация механизмов оценки потребности в иностранной рабочей силе с учетом перспектив развития экономики и национального рынка труда;
  • упрощение порядка въезда, выезда и пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан, участвующих в инвестиционной и предпринимательской деятельности, а также иностранных граждан, являющихся работниками аккредитованных в установленном порядке на территории Российской Федерации представительств иностранных юридических лиц, зарегистрированных в Российской Федерации в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
  • создание центров содействия иммиграции в Российскую Федерацию и медицинского освидетельствования иммигрантов, в том числе за рубежом;
  • создание инфраструктуры в сфере трудовой миграции на основе государственно-частного партнерства.

В области содействия развитию внутренней миграции граждан Российской Федерации:

  • стимулирование образовательной (учебной) миграции российских граждан по профессиям, востребованным на рынке труда;
  • снятие административных барьеров, препятствующих изменению места пребывания или жительства;
  • осведомление населения о возможностях трудоустройства при переезде в другую местность;
  • содействие местной внутренней миграции между региональными центрами, малыми городами и сельскими поселениями;
  • упрощение доступа граждан к социальным, медицинским и иным видам услуг по месту фактического проживания;
  • создание условий для проживания внутренних трудовых и учебных мигрантов на основе государственно-частного партнерства;
  • поддержка регионов и территорий, проводящих активные меры по привлечению внутренних мигрантов;
  • развитие инфраструктуры доступного арендного жилья;
  • развитие разных форм временной пространственной мобильности с целью осуществления трудовой деятельности (вахтового метода ведения работ, гибких форм занятости и гибкого графика работы);
  • совершенствование федерального и региональных банков вакансий, региональных и межрегиональных систем обмена информацией о возможностях трудоустройства с целью повышения информированности граждан
    о возможностях и условиях трудоустройства;
  • создание фондов стимулирования переселения граждан на работу в другие регионы, в том числе регионы Дальнего Востока;
  • принятие мер по повышению инвестиционной привлекательности регионов Дальнего Востока, Сибири, приграничных и стратегически важных территорий с целью создания необходимой для переселения социальной и транспортной инфраструктуры, а также снижение транспортной оторванности от регионов Центральной России;
  • совершенствование транспортной инфраструктуры страны.

В области содействия образовательной (учебной) миграции в Российскую Федерацию и поддержки академической мобильности:

  • упрощение механизмов обучения в российских образовательных организациях на разных уровнях подготовки российских и иностранных студентов вне зависимости от гражданства и места проживания;
  • совершенствование условий нахождения в Российской Федерации иностранных студентов, их социально-культурной адаптации, медицинского страхования, обеспечения безопасности;
  • содействие мобильности специалистов-работников образовательных организаций и научных организаций;
  • содействие образовательным и научным организациям в реализации программ международной академической мобильности и в привлечении зарубежных ученых на основе долгосрочных трудовых контрактов;
  • предоставление возможности иностранным гражданам работать по полученной специальности в Российской Федерации непосредственно после завершения обучения в российских образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования;
  • реализация российских образовательных услуг в странах – донорах миграции в Российскую Федерацию;
  • упрощение механизмов въезда и пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан с целью преподавательской, исследовательской и экспертно-аналитической работы в образовательных и научных организациях, в том числе для участия в конференциях и семинарах;
  • предоставление иностранным студентам, обучающимся в Российской Федерации, права заниматься трудовой деятельностью в период обучения на тех же основаниях, что и российским студентам;
  • создание центров довузовской подготовки, изучения русского языка в образовательных организациях начального профессионального образования в странах с наиболее интенсивными миграционными потоками;
  • упрощение порядка получения иностранными гражданами, въехавшими на территорию Российской Федерации с целью преподавательской, исследовательской и экспертно-аналитической работы в образовательных и научных организациях, и членами их семей статуса постоянно проживающих в Российской Федерации;
  • упрощение въезда членов семей иностранных граждан, прибывших с целью преподавательской, исследовательской и экспертно-аналитической работы в образовательных и научных организациях, и снятие ограничений для осуществления ими трудовой деятельности и обучения;
  • формирование системы грантов для граждан Российской Федерации, получивших профессиональное образование за рубежом, с целью содействия их возвращению;
  • оказание помощи соотечественникам и их детям, проживающим за рубежом, в получении образования на территории Российской Федерации;
  • увеличение количества студентов в образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования из числа иностранных граждан, преимущественно граждан государств – участников СНГ.

В области выполнения гуманитарных обязательств в отношении вынужденных мигрантов:

  • выполнение государственных обязательств по жилищному обустройству лиц, имеющих статус вынужденных переселенцев;
  • модернизация системы предоставления убежища;
  • создание региональных и межрегиональных систем обмена информацией по работе с вынужденными мигрантами;
  • создание благоприятных условий для социально-экономической и социокультурной адаптации вынужденных мигрантов, реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина;
  • оказание помощи в добровольном возвращении беженцев; лиц, получивших убежище и претендентов на получение соответствующего статуса в государствах их прежнего проживания, а также переселению в третьи страны;
  • предоставление вынужденным мигрантам полной и объективной информации о ситуации в странах и регионах их прежнего проживания, о безопасности при добровольном возвращении в места прежнего проживания;
  • совершенствование инфраструктуры для размещения вынужденных мигрантов;
  • формирование программ социальной поддержки вынужденных мигрантов.

В области содействия адаптации и интеграции мигрантов, формированию конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом:

  • содействие развитию культуры межнациональных и межрелигиозных отношений;
  • создание условий для адаптации и интеграции мигрантов, включая их обучение русскому языку, правовое просвещение, информирование о культурных традициях и нормах поведения с использованием потенциала средств массовой информации и возможностей культурно-адаптационных центров в странах происхождения мигрантов;
  • обеспечение доступа иностранных граждан и членов их семей к социальным, медицинским и образовательным услугам в зависимости от их правового статуса;
  • противодействие социальной изоляции мигрантов, пространственной сегрегации и формированию этнических анклавов;
  • разработка, внедрение и реализация программ адаптации и интеграции мигрантов и членов их семей в Российской Федерации на основе взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и бизнес-структур;
  • создание инфраструктуры, обеспечивающей содействие адаптации и интеграции, включая центры информационной и правовой поддержки мигрантов, курсы изучения языка, истории и культуры Российской Федерации, а также создание специализированного канала и циклов телепередач, ориентированных на социокультурную и языковую адаптацию мигрантов;
  • пропаганда русского языка и русской культуры за рубежом;
  • совершенствование взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РоссийскойФедерации и органов местного самоуправления с общественными объединениями, содействующими адаптации и интеграции мигрантов;
  • создание механизмов конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом;
  • формирование у мигрантов и принимающего сообщества навыков межкультурного общения, противодействия ксенофобии, национальной и расовой нетерпимости.

В области противодействия незаконной миграции:

  • модернизация правовой базы противодействия незаконной миграции;
  • совершенствование института ответственности за нарушение миграционного законодательства Российской Федерации;
  • модернизация системы государственного контроля въезда и пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации;
  • повышение защищенности паспортно-визовых и иных документов, позволяющих идентифицировать личность в целях противодействия организации каналов незаконной миграции;
  • создание инфраструктуры для осуществления процедуры реадмиссии и обеспечение органами государственной власти субъектов Российской Федерации функционирования специальных учреждений для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению или депортации;
  • совершенствование межведомственного взаимодействия, в том числе обмена информацией на внутригосударственном уровне, а также с компетентными органами иностранных государств по вопросам противодействия незаконной миграции;
  • разработка и внедрение программ противодействия незаконной миграции, реализация совместных межгосударственных оперативно-профилактических мероприятий;
  • создание и совершенствование системы иммиграционного контроля путем закрепления данного понятия в системе нормативных правовых актов Российской Федерации, определения компетентных органов и перечня соответствующих полномочий;
  • активизация информационной и разъяснительной работы с гражданами, работодателями в целях предупреждения нарушений миграционного законодательства Российской Федерации.

Учитывая то обстоятельство, что современные миграционные процессы Российской Федерации в основном носят трансграничный характер, важная роль в их обеспечении отводится международному сотрудничеству. Расширение взаимодействия с международными организациями в сфере миграции и использование их потенциала безусловно способствуют стабилизации в сфере миграции.

Важную роль в упорядочении и гуманизации мер регулирования миграции, развитии международного сотрудничества в сфере миграции, оказании помощи в поиске практических решений проблем миграции и предоставлении гуманитарной помощи нуждающимся в ней мигрантам, в том числе беженцам и внутренним переселенцам играет Международная организация по миграции, созданная в 1951 году.

Она является ведущим межправительственным учреждением в области миграции и тесно взаимодействует с правительственными, межправительственными и неправительственными организациями.

В Международную организацию по миграции входят 146 государств-членов, еще 13 стран, в том числе Российская Федерация, имеют статус наблюдателей. В рамках деятельности названной и других международных организаций Российской Федерацией осуществляется развитие многостороннего и двустороннего межгосударственного взаимодействия.

Одной из форм межгосударственного взаимодействия является заключение международных соглашений в сфере миграции. Предметом таких соглашений, как правило, являются наиболее острые для Российской Федерации проблемы миграции. 

В рамках соглашений закрепляются двусторонние и многосторонние обязательства государств по созданию условий для свободного перемещения и трудоустройства своих граждан; обмену информацией по вопросам миграции, представляющим взаимный интерес и др.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)