Контроль за соблюдением гражданами правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства

Согласно ст. 27 Конституции Российской Федерации и Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» «каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства».

Ограничения в свободе передвижения в течение многих десятилетий были обычным явлением. Как известно, в СССР действовал разрешительный порядок выбора места пребывания или жительства, так называемая «прописка», являвшаяся средством государственного контроля за передвижением людей.

Помимо чисто полицейских функций, существование института разрешительной прописки было обусловлено также и необходимостью административного регулирования миграционных потоков, которые объективно порождались огромными территориальными диспропорциями социально-экономического развития страны.

Без прописки гражданин не мог без страха проживать даже на собственной жилой площади, устроиться на работу, заключать некоторые сделки, пользоваться медицинской помощью, получить высшее образование.

Весьма строгие ограничения в прописке были введены в г. Москве и во многих других крупных городах. Например, в столице родители, проживавшие в других местностях, могли прописаться к детям лишь при условии, что по месту их проживания у них нет других детей, с которыми они могли бы жить.

Особенно строгие ограничения в прописке устанавливались для лиц, имевших судимости, в связи с чем, лица, вышедшие на свободу, часто оказывались в безвыходном положении.

В российской административно-юридической практике на смену архаичному институту разрешительной прописки пришел демократический институт уведомительной регистрации по свободно выбранному месту пребывания или жительства.

Интересно
Суть нововведения в том, что наличие или отсутствие регистрации не может служить ни основанием для ограничения, ни условием реализации человеком его прав и свобод. Иными словами, в отличие от прописки, регистрация выполняет лишь одну функцию – учета населения в пределах Российской Федерации и отражает простой факт нахождения конкретного лица по месту пребывания или жительства. Органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства.

Учет населения осуществляется в целях охраны общественного порядка, государственной и общественной безопасности, борьбы с правонарушениями и преступностью, в частности, позволяет выявлять лиц, склонных к совершению правонарушений, а также скрывающихся от правоохранительных органов.

Поэтому необходим контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами правил регистрационного учета. Одним из основных назначений контроля, является выявление нарушений правовых норм, регламентирующих регистрационную систему.

Согласно п. 2.2 Положения о Главном управлении по вопросам миграции МВД России, осуществление регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и контроля за соблюдением гражданами и должностными лицами правил регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации является одной из основных задач
ГУВМ МВД России и его территориальных подразделений.

Кроме того, обязанность осуществлять контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами установленных правил регистрационного учета граждан Российской Федерации возложена в общем виде на полицию в целом. Это закреплено в п. 33 ст. 12 Федерального закона Российской Федерации «О полиции» от 7 февраля 2011 года № 31.

Формы и методы контроля зависят от поставленных целей.

Это могут быть:

  • плановые комплексные профилактические операции по проверке соблюдения паспортно-регистрационной системы, проводимые сотрудниками территориальных подразделений ГУВМ МВД России совместно с участковыми уполномоченными полиции, сотрудниками оперативных служб, представителями жилищных органов и общественности;
  • целевые проверки паспортно-регистрационного режима в конкретном микрорайоне или жилом массиве, на отдельных объектах, предприятиях, в организациях и др.;
  • выход в конкретный адрес сотрудников территориальных подразделений ГУВМ МВД России совместно с сотрудниками оперативных служб, участковым уполномоченным полиции при поступлении информации из территориального подразделения ГУВМ МВД России о том, что представлены документы на регистрацию по месту пребывания или месту жительства на лицо, которое объявлено в розыск, и на которое выставлен сторожевой листок.

Важная роль в этом виде контроля принадлежит участковым уполномоченным полиции. Приказ МВД России от 31 декабря 2012 г. № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» не регламентирует полномочия участкового уполномоченного полиции в сфере миграции. Вместе с тем, его близость к населению не может не использоваться в качестве правоохранительного ресурса оказания содействия иным подразделениям (по вопросам миграции) территориальных органов МВД России.

Так, в ходе повседневной деятельности участковый уполномоченный вполне способен справиться с задачами:

  • поддержания в установленном законом порядке доверительных отношений с гражданами и ведения разъяснительной работы среди населения, в том числе, по соблюдению правил регистрационного учета граждан Российской Федерации;
  • выявления при проверке гостиниц, общежитий, юридических лиц, нарушений паспортно-регистрационного режима, подготовки и направления представлений об устранении нарушений в них.

Осуществляя профилактический обход и проверяя соблюдение паспортно-регистрационных правил, участковые уполномоченные могут, с разрешения граждан входить в занимаемые ими жилые помещения и осуществлять проверки документов, удостоверяющих личность, а также в частных домовладениях – домовых книг.

При проверке участковый обязан сделать в соответствующей графе домовой книги отметку о проверке и записи об устранении имеющихся нарушений.

При выявлении фактов о том, что граждане проживают без регистрации по месту жительства или месту пребывания, без документов, удостоверяющих их личность либо с нарушением иных правил, установленных законодательством Российской Федерации участковый уполномоченный вправе:

  • доставить в орган внутренних дел нарушителя для составления протокола при невозможности составления его на месте выявления административного правонарушения;
  • составить протокол об административном правонарушении;
  • вынести постановление о назначении административного наказания по статьям 19.15 КоАП РФ (Проживание гражданина Российской Федерации без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта),
    19.15.1 КоАП РФ (Проживание гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации), 19.15.2 КоАП РФ (Нарушение правил регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении).

Таким образом, несмотря на главенствующую роль территориальных подразделений ГУВМ МВД России в осуществлении контроля за соблюдением гражданами и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства, значительный объем работы в данном направлении осуществляется участковыми уполномоченными полиции. Именно они являются первичным звеном системы предупреждения и пресечения нарушений правил регистрации по месту жительства и по месту пребывания.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)