Язык культуры

Культура является средством связи людей внутри общества, связи между поколениями, связи между разными народами, временами, поэтому возникает такое понятие как «язык культуры». С помощью своего языка культура выражает и передает накопленные внутри общества знания и опыт. Кроме того, языком культуры считаются те средства, с помощью которых культура обеспечивает эту широкую коммуникацию, и все те знаки, символы и тексты, посредством которых передается культурный опыт.

Язык культуры – формы, знаки, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом, ориентироваться в пространстве и времени культуры; это универсальная форма осмысления реальности.  Таким образом, язык – семиотическая (знаковая) система, хранящая и передающая информацию.

Существует большое число самых разных знаковых систем: системы сигнализации; «язык» музыки; «язык» религиозных литургий; «язык» веера (родиной веера считается Восток – Япония и Китай, откуда он был завезен в Европу португальскими мореплавателями в конце XV – начале XVI века. Русские дамы познакомились с этим аксессуаром в XVII веке. Вместе с самим веером был заимствован и особый «язык», который широко использовался на танцевальных вечерах: цвет и положение веера могли многое рассказать окружающим, можно было вести даже целые диалоги: Ты мой идеал – дотронуться открытым веером до губ и сердца; Я вас не люблю – сделать закрытым веером движение в сторону; Выскажись яснее – наклонив голову рассматривать закрытый веер; Я жду ответа – ударить веером по ладони; Прости меня – сложить руки над открытым веером).

Важнейшую роль в процессе развития человека играет естественный (в отличие от искусственных) вербальный язык человеческого общения. Язык – один из основных элементов культуры, важное средство коммуникации.

Почему же возникла необходимость в языке? На заре развития человеческого общества у людей появилась потребность что-то сказать друг другу. А почему появилась эта потребность? Потому что люди начали трудиться коллективно, подчинять свое поведение, свои действия общим интересам.

Но, чтобы организовать совместный труд, людям необходимо было общаться друг с другом. Это общение сначала, по-видимому, выражалось жестами, телодвижениями, нечленораздельными звуками. Но уже этот первый человеческий язык, совсем не похожий на наш внешне, был похож на него в главном: в своей основной функции. Он служил для общения людей.

Большое значение проблеме возникновения языка, его роли в обществе придавал немецкий мыслитель И. Гердер. В своей работе «О происхождении языка» (1772 г.) он пытается объяснить появление языка на основе изучения естественных языков, определяющих бытие человека.

Как живое существо человек подчинен природным закономерностям; но в качестве животного он плохо приспособлен к жизни в природе. От гибели его спасает исключительная способность – смышленость. Она позволяет человеку даже превзойти животных в деле выживания. Смышленость вместе с общественными связями между людьми находит свое выражение в языке. В своей целостности мысль, общество и язык являются особой человеческой формой жизни и равнозначны для Гердера человеческой культуре. Исторически становление и развитие языка он осмысливает как бесконечный процесс развития культуры через преемственность различных культур.

Гердер рассматривает язык как инструмент разума, средство сплочения людей, их общения между собой.

Значительный вклад в изучение языка внес выдающийся русский и украинский ученый XIX в. Александр Афанасьевич Потебня. Язык он рассматривал как компонент культуры, духовной жизни народа. Отсюда его интерес к обрядам, мифам, песням славян: ведь здесь язык воплощается в разнообразных формах, в нем проявляется душа народа.

А. Потебня тщательно изучал поверья и обычаи русских и украинцев, сопоставлял с культурой других славянских народов, опубликовал ряд своих капитальных трудов, составивших вклад не только в языкознание, но и фольклористику, этнографию, историю культуры.

А. Потебню интересовала связь языка с мышлением. Этой проблеме посвящена одна из первых его книг – «Мысль и язык» (1862 г.). С развитием мышления ученый связывал эволюцию языка. Он размышлял над общими вопросами происхождения языка, процессами его обновления в ходе исторического развития.

Интересно
Во времена А. Потебни преобладал «атомарный» подход к изучению языка, т.е. каждое языковое явление рассматривалось само по себе, в отрыве от других и от общего хода языкового развития. Поэтому поистине новаторской была мысль ученого о том, что то или иное событие в истории языка надо изучать в его связях и отношениях с другими.

А. Потебня, как и многие другие мыслители, видел основное назначение языка и культуры в том, чтобы гуманизировать мир и отношения людей в нем.

Основная проблема языка культуры – это проблема понимания, проблема эффективности культурного диалога как «по вертикали», т.е. диалога между культурами разных эпох, так и «по горизонтали», т.е. диалога разных культур, существующих одновременно, между собой.

Глубинные перемены, происходящие в обществе, обострение геополитической и общественно-политической ситуации, противоречия, пронизывающие нашу эпоху, ведут, по сути, к смене типа культуры.

В периоды, когда «распадается связь времен», всегда актуализируется проблема понимания. Как отмечал немецкий философ Ханс Георг Гадамер (1900 – 2002), «она встает всякий раз, когда терпят крах попытки установить взаимопонимание между регионами, нациями, блоками и поколениями, когда обнаруживается отсутствие общего языка и вошедшие в привычку ключевые понятия начинают действовать как раздражители, лишь укрепляющие и усиливающие противоположности и напряжения».

Ускорение истории к концу XX в., а следовательно, и более быстрое обновление языка, также вносит помехи во взаимопонимание поколений.

Термин «понимание» используется в двух смыслах: как фактор интеллектуальный, познавательный, но и как сопереживание, вчувствование. Сложность понимания обусловлена тем, что восприятие и поведение детерминированы стереотипами – идеологическими, национальными, сословными, половыми, сформированными у человека с детства.

Новая информация ассимилируется путем соотнесения с тем, что уже известно, новое знание и новый опыт включаются в систему знания, уже имеющегося, на этой основе происходит отбор, обогащение и классификация материала.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)