Язык и стиль изложения результатов научного исследования

Существуют два основных метода написания текста: конструктивно-синтетический и критико-аналитический. Конструктивносинтетический метод служит для создания первоначального варианта.

Когда накоплен материал для написания раздела или фрагмента, продуманы его план, основные мысли, система доказательств, важно все это зафиксировать на бумаге, не теряя общей нити изложения, его логики. Это своего рода общий набросок, предварительная компоновка всего материала. Вслед за этим применяется критико-аналитический метод, идет уточнение, отделка отдельных частей и фраз, делаются необходимые дополнения и перестановки, убирается лишнее, в частности то, что служило автору для восполнения пробелов в его образовании.

Далее наступает этап авторского редактирования, когда идет работа над точностью и выразительностью изложения, шлифуется язык, уточняются ссылки, составляются справочный аппарат и библиография. Стиль изложения научной работы может быть различным. Различают стиль научный, отличающийся использованием специальной терминологии, строгостью и деловитостью изложения; стиль учебнопедагогический, в котором особое внимание уделяется сочетанию научности и доступности; и стиль научно-популярный, где весьма существенную роль играют доступность и занимательность изложения.

Однако это разделение условно. Нужно стремиться к тому, чтобы сочетать строгость научного анализа, конструктивность и конкретность установок с популярным раскрытием живого опыта. Сохраняя строгость научного стиля, полезно обогащать его элементами, присущими другим стилям, добиваться выразительности речевых средств.

Для научного стиля изложения нехарактерно использование авторского «Я». При изложении материалов исследования автор как бы выступает от третьего лица. Использование местоимения «Мы» позволяет ему соотнести свое мнение с мнением определенной группы людей – научной школы, научного направления. Язык письменной научной работы отличает формально-логический способ изложения материала. Научный текст должен иметь смысловую законченность и логическую взаимосвязь между отдельными элементами.

Для этого используют специальные функционально-синтаксические средства связи, указывающие на:

  • последовательность развития мысли (вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак …);
  • противоречивые отношения (однако, между тем, в то время как, тем не менее …);
  • причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря этому, вследствие этого, к тому же …);
  • переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к …, обратимся к …, рассмотрим…, остановимся на…, необходимо рассмотреть);
  • итог, обобщения, выводы (итак, таким образом, значит, в заключение отметим, все сказанное позволяет сделать вывод, подводя итог, следует сказать).

В качестве средств связи в научных текстах целесообразно использовать местоимения, прилагательные и причастия (данный, этот, такой, названный, указанный и др.). Для связи слов в предложении используются вводные слова: так, таким образом, следовательно, наконец; наречия: сначала, выше, ниже; союзы: а, но, да, однако же.

Интересно
«Скрепками» между абзацами и сложными предложениями являются стереотипные конструкции типа «необходимо подчеркнуть, что», «остается добавить, что», «теперь обратимся к …», «перейдем к вопросу о …»; конструкции с деепричастными оборотами: «возвращаясь к вопросу о …», «подводя итог сказанному».

Отметим также, что научный стиль не предполагает использование образных слов и выражений типа «золотые россыпи народных идей», «новый взгляд на обучение», «хрустальные мосты к новому знанию» и.т.п.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)