Выбор предприятий в условиях монополии

Критика монополий: стремление монополий к повышению цены внутри страны стимулирует импорт более дешевых товаров, ухудшает условия для отечественного бизнеса, не стимулирует снижение издержек и экономию ресурсов.

Монополия снижает интерес к инновациям; большие средства отвлекаются на рекламу для поддержания монопольной власти; поощряется неэффективное географическое положение, высокие транспортные затраты, незаслуженно высокие доходы у одних членов общества и низкие у других, высокая нагрузка на природу.

Плюсы монополии: монополия может обеспечивать более низкие затраты (не только естественная) за счет эффекта масштаба. Инновации требуют защиты от рисков, конкуренции, большой концентрации капитала.

Скорость технического прогресса гораздо больше влияет на рост доходов и благосостояние, чем рациональное размещение ресурсов. Монополия способствует стабильности, в т. ч. стабильной занятости.

Общие принципы максимизации прибыли компаний, работающих на рынке монополии, те же, что и у компаний, работающих на рынке с монополистической конкуренцией.

Предприятия-монополисты ограничены действиями потребителей.

Монополист может устанавливать либо цену, либо объем выпускаемой продукции, но не оба показателя одновременно.

Интересно
Опасаясь появления на рынке конкурентов и товаров заменителей, монополист вынужден стимулировать развитие базовых технологий, как с целью минимизации издержек, так и для разработки новых, более совершенных товаров.

Кроме того, экономия на масштабах производства может превысить целесообразность создания условий для конкуренции.

Часто, вместо того, чтобы устанавливать цену на уровне, дающем возможность получать максимальную прибыль на краткосрочном интервале времени, монополист может назначить несколько меньшую цену.

В такой ситуации прибыль будет умерена по размерам, но тогда рынок станет менее привлекательным для потенциальных конкурентов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)