Второй виток эволюции письменности

Первый этап

[Формирование основы отдельно взятого письменного знака, которой служит рисованное изображение объекта, понятийно связанного со знаком].

С этого этапа цикл эволюции письменности повторяется, но на более высоком уровне. В качестве примера мы приведем здесь следующее. Развитие письменности современного общества находится в настоящее время большей частью в пределах именно этого этапа, когда в значительной мере окончательно сформированы алфавиты-классификаторы, позволяющие на их основе создавать четко и однозначно идентифицируемые текстовые сообщения.

Однако в некоторых областях своей жизнедеятельности человек испытывает определенные трудности со считыванием этих сообщений, вызванные самими особенностями этой жизнедеятельности.

Например, человек, оснащенный автомобилем, становится водителем транспортного средства, позволяющего ему гораздо более быстро совершать перемещения в пространстве. А в связи с этим у водителя при соблюдении определенного скоростного режима остается все меньше и меньше времени на считывание сообщений: чем длиннее буквенно-словарное сообщение, тем большего времени оно требует для своего прочтения.

Естественным выходом из создавшейся ситуации явился иероглифический язык дорожных знаков, каждый из которых обозначает определенное событие. При этом, как и при зарождении любой иероглифической письменности, большинство из знаков графически связаны с этим событием.

Например, на знаке «Набережная» изображен автомобиль на краю дороги, за которым вода. На знаке «Обгон запрещён» изображены два автомобиля, один из которых красного цвета, цвета, символизирующего в данной категории иероглифов запрет действия.

Создание новых иероглифов напрямую связано с возникновением новых понятий. Поэтому иероглифы создаются не только в виде дорожных знаков, но и в других видах.

Новые иероглифы мы можем отыскать и в музыкальной сфере, где на кнопках магнитофонов, плееров, проигрывателей вместо слов имеются изображения иероглифов: например, «Пуск» – «Треугольник», «Стоп» – «Квадрат», «Пауза» – «Две параллельные черты».

И в системе товарных знаков наблюдаем подобное. Если в названии предприятия или торговой марки имеется достаточно большое количество букв или текста, трудного для быстрого восприятия, то название предприятия или торговая марка продукта изображаются в виде логотипа – иероглифа, понятийно связанного с этим предприятием или торговой маркой. Здесь можно обойтись без примеров, поскольку достаточно просто посмотреть вокруг себя.

Следует отметить, что в настоящее время идет процесс усложнения сообщений, созданных из новых иероглифов. Например, часто можно видеть такое сочетание дорожных знаков «Обгон запрещён» + «800», которое означает: «обгон запрещён на протяжении 800 метров от места установки знака, а далее разрешён».

Или еще пример. Понятие «Воспроизведение» на проигрывателе обозначается треугольником, а два треугольника, поставленные последовательно, обозначают уже «Перемотку» – более быстрое движение «ленты» в том же, что и при воспроизведении, направлении.

Второй этап

[Стилизация письменного знака в сторону нечеткого соответствия рисованному изображению объекта, но понятийно связанного со знаком].

Этот этап уже начался, и его бурное развитие ожидает нас в скором будущем. Например, мы уже имеем достаточно заметные различия в изображениях дорожных знаков в разных странах. Мы уже имеем различия в изображениях знаков отличия, соответствующих одним и тем же воинским званиям, в разных странах.

Посмотрев остальные этапы, читатель, обладающий достаточным воображением, сможет понять, что ждет нашу письменность в будущем.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)