Возвращение блудного сына Рембранта

Рассказ о сыне, покинувшем отцовский кров в поисках привольной и веселой жизни и вернувшемся домой с несбывшимися надеждами, занимал художников еще задолго до Рембрандта.

Одни в событии этом выражали не столько радость свидания, сколько великодушие отца, раскаяние стоящего на коленях грешника-сына, его покорную мольбу о прощении. Других привлекали больше испытания, которым подвергся непокорный сын на чужбине. Рембрандт Харменс ван Рейн (1606–1669) не был тем художником, который мог удовлетвориться таким пониманием темы. Тема блудного сына сопутствовала ему в течение многих лет его многотрудной жизни.

В эту тему он вложил едва ли не самое главное из своего опыта жизни… Видимо, он много раз вчитывался в строчки текста: “И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился, и побежал, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: “Отец, я согрешил против неба и перед тобою и уже недостоин называться твоим сыном”.

А отец сказал рабам своим: “Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень ему на руку и обувь на ноги…” Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: “Что это такое?” Он сказал ему: “Брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым”. Он осердился и не хотел войти.

Отец же вышел, звал его. Он сказал в ответ отцу: “Вот я сколько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями…” Он же сказал ему: “Сын мой, ты всегда со мной, и все мое – твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой был мертв и ожил, пропадал и нашелся…”

Интересно
Рембрандт много раз возвращался к этой теме. В понимании ее на протяжении многих лет у него назревал решительный перелом. В ранних вариантах сын бурно выражает покорность и раскаяние. Отец сжимает его в объятьиях и властно принуждает упасть на колени. В серии поздних рисунков душевные порывы не так обнажены, элемент назидания исчезает. Художника занимает теперь, как выглядела встреча старика-отца и сына, в которой раскрылись самые заветные мысли.

Порою в просторной комнате сидит одинокий старик, перед ним опустился на колени его непутевый сын, домашние только что узнали о его возвращении. Порою старик выходит на улицу, спускается с крыльца, тут его ждет нежданная встреча. Или же к нему подходит сын и крепко сжимает его в своих объятиях. Или, наконец, старик сидит перед домом, сзади незаметно появляется нежданный гость. Эрмитажная картина Рембрандта не имеет прямого отношения к наброскам Рембрандта на ту же тему.

Но именно в нее вошел чуть ли не весь опыт жизни и творчества великого художника. В ней он сказал свое слово о том, что такое человек и в чем его высокое призвание.
Он вдумчиво вчитывался в легенду. Но он не был иллюстратором, который стремился слово в слово воспроизвести текст, дать точную его кальку в красках. Он так вживался в рассказ, точно сам был свидетелем происшествия, и это давало ему право досказывать то, что не было сказано в тексте.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)