Виды и стили современности

Музыкально-творческая картина ХХ века столь многообразна, сложна, нетрадиционна, что оценивать ее можно лишь под новым углом зрения, открывающим перспективу, не ведомую нашим предшественникам. Сегодня ясно вырисовываются различные виды творческой практики, которые не укладываются в давно сложившиеся и казавшиеся незыблемыми представления прошлых лет.

Первым шагом к постижению изменившейся картинымузыкального мира, к осознанию тех крупных перемен, которые привнес в музыкальное искусство ХХ век, должно быть осознание новой музыкальной карты, на которой будут отмечены все современные творческие виды. Попытка обозначить эти контуры была сделана известным музыковедом В. Конен в “Этюдах о зарубежной музыке”. Она отмечает, что, в отличие от ситуации прошлого века музыкальное творчество нынешнего столетия не делится на две категории– профессиональную музыку и фольклор.

По крайней мере, еще три другие ярко выраженные и самостоятельные сферы занимают видное место в современном музыкальном мире.

  • Это, во-первых, те многочисленные разновидности музыкального творчества, условно называемые региональными жанрами, которые сложились почти исключительно на внеевропейской почве и в своем чистом виде получили распространение в рамках замкнутых национальных культур.
  • Во-вторых, городское композиторское творчество массового облегченного типа, известное под весьма неточным понятием легкого жанра.
  • В-третьих, новейший авангард, утративший многие существенные точки соприкосновения с профессиональным композиторским творчеством
    Европы.

Каждая из сфер современного музыкального творчества – условно назовем их видами – отмечена уникальной художественной системой. Система эта складывается в прямой и глубокой зависимости от идейного предназначения данного вида искусства, от социальной и национальной среды, каждая отвечает определенному складу и уровню мышления.

Самостоятельность этих направлений вовсе не предполагает их изолированности друг от друга. Наоборот. В той или иной степени путь развития
всех этих видов музыкального творчества отмечен взаимовлияниями и взаимопроникновениями. Так, фундаментально важная роль фольклора для профессиональной композиторской школы стала аксиомой. Обратное влияние профессиональной композиторской школы на народное творчество также прослеживается. Национальные региональные жанры обычно тесно соприкасаются с фольклором.

Искусство легкого жанра много черпает как из городского фольклора, так и из достижений профессиональной музыки высокого плана. Последняя использует находки авангарда. Но эти постоянные проникновения не нарушают неповторимой художественной логики, свойственной каждому музыкально-творческому виду. Попытка сравнить художественную ценность разных видов принципиально лишена смысла. Судить о достоинствах того или иного произведения можно только исходя из законов вида, к которому оно принадлежит.

Интересно
Иной подход невозможен, как недопустимо ставить вопрос о превосходстве романов Толстого над симфониями Бетховена. Но следует более подробно охарактеризовать и систематизировать музыкальные виды нашей современности. Прежде всего встает вопрос о виде, известном под названием европейской профессиональной школы (более точно и строго ее следовало бы определить как профессиональное композиторское творчество европейской традиции).

До ХХ столетия вопрос об уникальности европейской профессиональной музыки не стоял на повестке дня. Сегодня же ясно, что ни одна другая культура не породила аналогичного искусства. Необычна прежде всего его универсальность.

Известно, что язык музыки гораздо более регионален, замкнут, “зашифрован”, чем язык других искусств. Так, например, европейцы давно знакомы с искусством Индии, Китая, Японии, способы постичь заложенные в них художественные образы и идеи.
Но музыка этих стран в своем первозданном виде не просочилась сквозь плотно замкнутые национальные барьеры. Высокоразвитые цивилизации (Китай и тому подобные), обогатившие философию, искусство Европы и всего цивилизованного мира, с точки зрения музыки остаются для Запада terra incognito.

Профессиональное композиторское творчество европейской традиции подобного ограничения не знает. Оно живет всюду, где народ приобщился к уровню современной техники. Но способность этого вида найти отклик в психологии, сформировавшейся вдали от Европы, образует лишь одну сторону вопроса. Другая, не менее существенная, заключается в том, что он сам широко открыт к воздействию других культур, способен впитывать и перерабатывать художественные явления, выросшие на чужой почве.

Далее следует отметить особый тип профессионализма. Это –

  • исключительно индивидуальный характер творчества,
  • глубокая связь с общественной идеей,
  • опора на специфические выразительные средства,
  • проходящая через века преемственность определенных форм художественного мышления.

Начиная со Средневековья, европейская школа не знала анонимного безликого творчества. Каждый композитор выражал в своих творениях своюже индивидуальность. Разумеется, всякое крупное произведение искусства, как и в целом творчество любого художника, всегда является одновременно выражением определенной культурной эпохи, определенных идеалов. Так, Бетховен запечатлел в своем творчестве великое пробуждение народов в эпоху Французской революции, Шуберт открыл в музыке богатый интимный мир “маленького человека”.

Всё это трюизмы, на которых не следовало бы останавливаться, если бы перед нами не стояла необходимость подчеркнуть, что идеи самого широкого общественного значения воплощены в европейской профессиональной музыке только посредством индивидуального творчества, что только определенные одаренные личности, выражая свое мироощущение при помощи своего высокого мастерства, создавали те художественные ценности, которые образуют понятие музыкальной культуры Запада.

По сей день музыка европейской профессиональной школы остается искусством серьезного плана, требующим от слушателя интеллектуальной сосредоточенности (это Гершвин и Вилла Лобос, Хачатурян и Шостакович, Каноэ и Шнитке и многие другие).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)