Возрастная стратификация

Возрастная стратификация — совокупность возрастных групп, расположенных в определенном иерархическом порядке.

Состав и численность людей определенных возрастов постоянно изменяется в силу демографических причин. Человек постепенно переходит из одной возрастной группы в другую. Группы людей одного возраста, несмотря на индивидуальные различия, обладают общими чертами.

Именно поэтому существуют такие понятия, как «поколение» и «сверстники». Их развитие происходит в определенных условиях, которые невозможно повторить. Группы людей по возрастам выполняют соответствующие им социальные роли. В этом процессе участвуют государство, система стимулов, общественные нормы и
т.д. В связи с этим приобретает особое значение социализация каждого конкретного индивида.

Возрастная стратификация предполагает разделение всех людей по возрасту. Такое деление предполагает распределение статусов. Старшие обладают более высокими, а младшие — более низкими статусами. Соответственно неравномерно распределены права и обязанности. В реальной жизни, однако, это не всегда соответствует действительности.

Развивается мировое хозяйство, экономики отдельных стран, регионов; усложняются взаимосвязи между людьми. В этой ситуации возраст не играет решающей роли, когда речь идет о профессиональной деятельности.

Ученые исследовали проблемы в области возрастной стратификации. Было выдвинуто множество теорий. Например, теория Карла Маркса предполагает разделение людей по физиологическим признакам.

Основными понятиями в области возрастной стратификации являются возрастная степень, возрастной класс, возрастная группа.

Возрастная степень подразумевает деление всей жизни человека на определенные промежутки времени. В каждом из них он занимает определенный статус, обладает правами и несет обязанности в некотором объеме.

Возрастная группа состоит из людей, которые выполняют определенную функцию, связаны между собой и имеют свою внутреннюю организацию.

Возрастные классы состоят из людей, которые занимают определенное место в системе стратификации и выделяются обществом.

Основу всей жизни человека составляет его здоровье. Поэтому целесообразно начать рассмотрение возрастных технологий с оздоровительных технологий. К ним относятся медико-биологические, валеологическне, курортные, лечебно- профилактические, спортивно-оздоровительные технологии.

В период детства, отрочества и юности происходит бурный процесс физического развития.

Интересно
В современных условиях оно опережает духовное развитие. Это так называемая акселерация Контроль над физическим развитием подрастающего поколения осуществляет семья и медицинские учреждения, ведущие лечебно-профилактическую работу дома, в поликлиниках и больницах, а также на курортах. В период учебы к этому процессу подключается школа и внешкольные учреждения. Задача школы состоит в регулировании времени учебы и отчасти сферы досуга, то сеть внешкольной работы.

Внешкольные учреждения и учреждения культуры организуют здоровый досуг школьников, ведут санитарно-просветительную пропаганду и спортивно-оздоровительную работу.

В последующие периоды жизни, когда физическое развитее человека завершаемся идет процесс совершенствовании физического и духовного развития через всю систему оздоровительных учреждений и учреждений культуры.

К числу возрастных технологий социально-культурной деятельности можно отнести:

  • методику организации досуга детей и подростков;
  • методику молодежного досуга;
  • методику семейного досуга;
  • методику организации досуга лиц среднего и пожилого возраста;
  • методику организации СКД с женщинами;
  • методику работы с мигрантами, беженцами;
  • СКД с военнослужащими, социально не защищёнными категориями населения и т. д.

Каждая такая категория требует хорошего знания её психологических особенностей, социального статуса, потребностей и интересов.

Поэтому предполагается предварительная подготовка и изучение их досуговых интересов и ожиданий в социально – культурной сфере, прежде чем вести речь о серьёзной работе с каждой из вышеупомянутых категорий.

В дифференцированных технологиях основное внимание уделяется учёту возрастных особенностей, психологии данной возрастной категории, специфике их интересов и увлечений.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)