Восприятие и его основные свойства

Психологии восприятия посвящено большое количество исследований — теоретических и экспериментальных. Восприятие, по сути, представляет собой личностно-организованную, комплексную, многоуровневую и разнообразную перцептивную деятельность, развернутую во времени и пространстве. Согласно хрестоматийному определению восприятие — это отражение в психике человека предметов и явлений мира в целом (в комплексе свойств) при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувствительности. Прокомментируем это несложное, но и не однозначное психологическое определение.

Во-первых, «местом» отражения образа восприятия названа психика, а не мозг и не сознание. Во многих учебниках и словарях в этом случае пишут об отражении «в мозге». Приведем образное выражение одного из основоположников советской психологии А Р. Лурии ( 1902 — 1977). Он говорил, что в мозгу отражается кирпич, когда он падает на голову. Восприятие же кирпича — это его
отражение в сознании. Но образ восприятия не обязательно является осознанным, т.е. разделяющим отраженный мир на объективное и субъективное. Сознание, конечно, может участвовать в человеческом восприятии, и такое происходит в случае подключения к восприятию внимания. Осмысленность как качество восприятия не одно и то же, что его осознанность.

Во-вторых, особенность восприятия заключается в отражении предмета в целом, как такового, а не механического набора отдельных свойств. Причина подобной предметной целостности восприятия состоит не только в « суммировании» образов различных ощущений, не только в наличии соответствующей физиологической «картинки». В предметном восприятии необходимо участие памяти, мышления, опыта человека.

Наконец, третий момент, выделенный в определении восприятия, отличает его, например, от воображения, памяти, при которых субъективный образ существует в момент объективного отсутствия отражаемого предмета.

Специфика восприятия убедительно раскрывается посредством трактовки его основных свойств, количество и название которых у разных авторов варьируется. Но суть сводится к следующему.

  1. Основное свойство восприятия — это его предметность, которая сочетается со свойством целостности, а зачастую — осмысленности. Отразить предмет — значит увидеть (или услышать)
    нечто целостное, функционально завершенное, для чего-то нужное, имеющее определенное значение. Объективный мир предметен, но не все из него вычленяется, отражается предметно в форме дис­кретного образа восприятия. Что-то остается субъективно не воспринятым, не понятым, не нашедшим «применения», хотя оно, быть может, отражено объективно физиологически. Человек мысленно «замыкает» даже незавершенные контуры и превращает их в известные ему предметы. Люди видят предметы там, где их в реальности нет (тест Роршаха, например), причем в одинаковом материале (бесформенном наборе пятен) испытуемые находят и узнают разное. Идет «проекция» опыта, особенностей личности на результаты восприятия. Это следствие не только физиологического образа, который может быть избыточно полным или, напротив, недостаточным. Предметность есть следствие работы мышления, воображения, памяти. Некий индивид не может, например, любоваться картиной или наслаждаться музыкой не потому, что он слеп или глух. С физиологией может быть все в порядке, но для полноценности восприятия не хватает, положим, желания, времени, фантазии. Многие агнозии имеют своей причиной не нарушения в работе соответствующих анализаторов, а отсутствие необходимых связей восприятия с мышлением, воображением, мотивацией. Свойство предметности убедительно проявляется в иллюзиях восприятия. Например, у дошкольника еще нет зрительно-весовой иллюзии, заключающейся в признании неравенства веса двух предметов, значительно отличающихся по объему, но в действительности одинаковых по тяжести. У ребенка не сформировано взаимодействие восприятия разной модальности (зрительного и проприоцептивного, тактильного), недостаточно развито свойство предметности. Такое восприятие можно назвать неосмысленным, т.е. как бы «не отработанным» мыслью, аналитико- синтетической деятельностью мышления. Развитые формы восприятия фактически сливаются с визуальным мышлением. То или иное понимание предмета дано вместе с его восприятием.
  2. Образ восприятия обладает свойством обобщенности (категориальности), что непосредственно вытекает из качества предметности и является следствием участия в нем речи. Воспринятый предмет называется, а значит, классифицируется, относится к определенному разряду. Предмет обобщается с другими одноименными. В этом общечеловеческом свойстве восприятия возможны существенные индивидуальные различия. Один человек увидел, например, здание и пошел дальше. Другой индивид воспринял это же здание как некое архитектурное сооружение. Возникают совершенно различные образы, в восприятии работают разные словесные и другие знаковые средства. Свойство обобщенности по-разному представлено в различных видах восприятия. Так, для обонятельных образов в языке значительно меньше слов, чем для зрительных. Потому образы обоняния менее дифференцированы, более «категоричны». Обобщенность развивается и меняется вместе с развитием и изменением речи, мышления, опыта. Для восприятия пейзажиста, наверное, не существует одинаковых, обобщенных полян, равно как для учителя в реальности нет «обобщенного» школьника. Обобщенность восприятия упорядочивает отраженный мир, но в известном смысле упрощает, усредняет его.
  3. Третьим свойством восприятия является его относительная константность, что относится к восприятию формы, цвета, величины (удаленности) предмета независимо от резко изменяющихся объективных условий перцепции. Человек, например, чаще видит тарелку эллипсоидной, но воспринимает ее всегда круглой. Физиологические следы (в сетчатке глаза) людей, рассматриваемых на расстоянии двух или двадцати метров, существенно различаются размерами. Но эти люди не воспринимаются соответственно великанами или карликами. Лицо знакомого человека воспринимается относительно постоянным независимо от ракурса рассмотрения, освещения, наличия косметики.

Причина свойства константности заключается в предметности и осмысленности, в связях восприятия с другими психическими процессами,  а также в способности человека воспринимать не только предмет, но и сами условия перцепции. Свойство константности восприятия величины — удаленности легко «снимается», например, в эксперименте, если испытуемый лишен возможности восприятия пространственной перспективы. Как и все высшие психические свойства, константность восприятия формируема. Ребенок, живущий в высотном доме, например, раньше «принимает» константность величины человека внизу на улице, чем его сверстник, впервые ока­завшийся на балконе одиннадцатого этажа. Благодаря константности и всем другим перечисленным свойствам человек живет в мире относительно постоянных предметов, в мире сущностей, а не бесконечно переменчивых физических явлений.

Восприятие динамично, т.е. находится в развитии, изменении.

Обозначим основные направления этой динамики в онтогенезе психики.

  1. Становление, смена, редукция системы перцептивных действий, т.е. движений, осуществляемых в рецепторах, без которых психическое отражение невозможно. Это движения по «ощупыванию» мира, по уподоблению ему, выделению в нем « информативных точек». У новорожденного таких перцептивных действий нет, он еще не может сосредоточить взгляд на предмете, схватить его и ощупать. Перцептивные действия происходят из практических, предметных действий и далее видоизменяются, совершенствуются в ходе психического развития. Вначале они существуют развернуто (сукцессивно), подобно ощупывающим движениям пальцев руки. Затем становятся одномоментными, свернутыми (симультанными) по типу микроскачка глаза. Складывается динамичная, многоуровневая система перцептивных действий, которая задействуется во взаимозависимости от других направлений динамики восприятия: его задачи и алфавита.
  2. Развитие восприятия идет по пути становления, укрупнения, преобразования его алфавита , сенсорных эталонов, оперативных единиц. Восприятие внутренне вооружено особым алфавитом. Человек воспринимает мир не непосредственно, а сквозь сито эталонов, единиц перцепции. Такой алфавит меняется в ходе развития и практической деятельности. Рассмотрим для наглядности смену алфавита восприятия при овладении ребенком чтением. Вначале «единицей» восприятия и различения является буква, положим, есть М и есть А. Затем алфавит укрупняется до слогов, из двух букв получается нечто новое — МА. Когда объединятся два слога, то получится не просто звучащее как МА-МА, а качественно новая единица в виде слова: МАМА. Далее идет укрупнение алфавита чтения. Человек воспринимает не буквы, не слоги, не слова, а предложения, мысли. Изменилось не только чтение, не только восприятие. Вся психика стала качественно другой. Соответственно будут меняться перцептивные движения глаз при чтении: от обведения буквы по контуру до  «диагонального» движения по странице текста. При этом принципиально меняется и предмет внимания, и содержание поля сознания читающего человека. Нечто подобное происходит во всех видах восприятия. При восприятии речи человек выделяет фонематические признаки, т.е. такие физические характеристики звука, от которых меняется значение слова. Скажем, в русском языке к таким признакам относятся звонкость — глухость, ударность — безударность. В каждом языке существуют свои специфические фонемы. Например, во вьетнамском языке фонематическим признаком выступает тональность (высота) звука, в которой для русского языка отражается лишь эмоции говорящего. Слуховой и речевой аппараты устроены одинаково у людей всех языковых и национальных принадлежностей. Но фонематические различия речи на разных языках (и даже диалектах) могут быть очень существенными. За исключением отдельных профессий алфавит восприятия складывается у человека стихийно, путем приспособления и передачи традиций, хотя в отечественной детской психологии решалась задача сенсорного воспитания дошкольника. Конечно,человека следует учить адекватному восприятию всего разнообразия и богатства мира, в том числе внутреннего, психического. Художник видит, а музыкант слышит мир по-другому, чем люди необученные. Опытный механик может по нюансу звука обнаружить неисправность сложного и шумного двигателя. Все это иллюстрирует и подтверждает большие возможности человеческой психики.
  3. Третьим направлением развития и динамики восприятия, связывающим два предшествующих, является становление и смена перцептивных задач. Для ребенка таких задач вначале вообще не существует. Затем формируются восприятие, любознательность, потребность в знании. Возникают многообразные задачи восприятия: от простейшего обнаружения, различения, опознания до развернутой и систематической деятельности наблюдения; от восприятия листа бумаги до восприятия мироздания. Восприятие задействовано, таким образом, в любой человеческой деятельности и может внешне проявиться как в нескольких движениях глаз (узнавание), так и в длительной умственной работе с учебником.
  4. Подчеркнем, наконец, что еще одним, ранее описанным направлением развития восприятия является его пересечение, взаимодействие с другими психическими функциями, с личностью в целом. Чем богаче межфункциональные связи, тем сложнее и совершеннее процесс восприятия мира. В том, что, как и зачем воспринимает человек, в значительной мере проявляется и он сам: его потребности и способности, интеллект и сознание, внимание, характер да и все остальное.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)