Классификация методов психологии

Известно несколько классификаций методов психологии, поскольку по-разному трактуются методы и методики, существуют различные психологические школы, появляются дополнения, изменения. Приведем одну из достаточно коротких, но вполне развернутых и многоплановых классификаций, которая разработана одним из классиков отечественной психологии Б.Г. Ананьевым (1907— 1972).

В зависимости от использования на разных этапах исследования, перечисленных выше, выделяется четыре группы методов.

К первой относятся организационные методы, на основе которых строится исследование в целом, вся его методология. К ним относится сравнительный метод, имеющий самые разные вариации, когда сопоставляются, например, результаты нескольких испытуемых, двух групп, сравниваются показатели, получаемые по одинаковым (или разным) методикам в разные периоды времени (метод «поперечных срезов»). Лонгитюдный метод построен на длительном по времени прослеживании психического развития или изменения одних и тех же параметров у одной и той же группы испытуемых. Это «продольный срез» во времени, аналогичный логике формирующего исследования. Комплексный метод состоит в систематической организации двух предшествующих способов познания, в междисциплинарности подходов, методов и методик.

Вторую и самую обширную и разветвленную группу составляют эмпирические методы, с помощью которых добываются факты, проводится собственно исследование. Перечисление этих методов не может быть исчерпывающим, поэтому опишем некоторые основные.

Наблюдение — один из основных, часто употребляемых методов психологии, но, как и всякий другой метод, он требует для исполнения специальной подготовки, профессионализма. Ведь наблюдать можно и за пробегающим за окном поезда пейзажем, и за движением звезд с помощью новейшего телескопа. Научное наблюдение требует и постановки цели, и планирования, и протокола, и многого того, о чем написано выше. Самое главное — это адекватная психологическая интерпретация результатов наблюдения, поскольку психика, как известно, не сводится к поведенческим реакциям. Очевидное преимущество метода наблюдения заключается в том, что деятельность человека протекает в нормальных, естественных для него условиях. Человек не знает, что за ним наблюдают, а потому «не подыгрывает» психологу хотя бы в данный момент, «в открытую».

Самонаблюдение (интроспекция) — исторически первый метод изучения души и психики. Это «внутреннее» наблюдение человека за собственными психическими явлениями, которое при всей кажущейся житейской простоте является в действительности очень сложным и многофакторным процессом. Такому отражению самого себя человека нужно специально учить. Квалифицированная интроспекция, сопоставленная с результатами других методов, всегда полезна, порой необходима.

Эксперимент является основным методом современной психологии, находится исторически у ее истоков. Хотя необходимо признать, что ввиду специфики своего предмета психология остается наукой в значительной мере описательной. Не над всем в психике возможен эксперимент в его классическом понимании. Например, действия психотерапевта или психоконсультанта нельзя называть собственно экспериментальными. Однако особое значение экспериментального метода обусловлено рядом его несомненных преимуществ.

Во-первых, эксперимент позволяет задействовать у испытуемого любой интересующий исследователя процесс или состояние. Не нужно ждать, к примеру, проявления воли, а можно создать для этого экспериментальные условия.

Во-вторых, экспериментатор, предварительно выделив все условия, влияющие на исследуемое явление, может планомерно менять их: увеличивать, уменьшать, исключать, т.е. целенаправленно организовывать течение изучаемого процесса.

В-третьих, управляемое варьирование факторов дает возможность достоверно выявить меру влияния каждого из них на исследуемое явление, т.е. обнаружить объективные закономерности, зависимости. Это путь от живого явления, факта к познанию сущности.

В-четвертых, полученные материалы позволяют и с необходимостью предполагают строгую количественную обработку, математическое описание и моделирование изучаемого явления в целом.

Однако из перечисленных преимуществ эксперимента неизбежно вытекает его основная трудность — ограничение. Как психическая, так и внешняя деятельность испытуемого протекает как бы искусственно, в навязанной последовательности, в необычных условиях. Человек знает, что это не реальная практика, а лишь эксперимент, который, например, по его желанию может быть прекращен. Отсюда встает методологическая проблема адекватности переноса результатов эксперимента на практику.

По разным основаниям выделяется множество видов эксперимента: аналитический и синтетический, констатирующий и формирующий, психолого-педагогический, моделирующий, обучающий, лабораторный, полевой. Особое место в этом ряду занимает естественный эксперимент, предложенный знаменитым русским психологом А.Ф. Лазурским (1874— 1917). Суть его заключается в том. что исследуемая деятельность испытуемого протекает в привычных для него условиях, он не знает о проведении эксперимента. Но строго дозированному экспериментальному воздействию подвергаются изучаемые условия и факторы. Конечно, организация и проведение такого эксперимента сопряжены с немалыми трудностями противоречивого соединения «экспериментальности» и «естественности». Вместе с тем значительно упрощается проблема переноса выводов из лаборатории в реальную практику.

Следует заметить, что по ряду причин современная психология, к сожалению, становится все менее экспериментальной. Чуть ли не единственными методами психологического исследования остаются различные тесты, опросы, интервью. Экспериментом неоправданно называют порой любое вносимое и неконтролируемое изменение. Это обедняет методический и теоретический аппарат психологической науки, упрощает понимание ее предмета.

Тест (испытание, проба) также используется научной психологией в течение ста лет и в последние годы получает все большее распространение. Существует множество видов и классификаций тестов по их построению, задачам, исполнению. Это  относится к особому разделу психологического знания и практики, называемому психодиагностикой, хотя последнее понятие шире, чем учение о тестах. Не всякое психологическое испытание, проба, вопрос являются тестами. Для последних необходима стандартизованность, надежность, валидность, психометрическая состоятельность, четкость психологической интерпретации. Например, стандартизация теста — это не просто предъявление всем испытуемым одинаковой словесной формулировки вопроса.

Стандартизация — подбор, статистическая подгонка степени сложности вопроса, вследствие которой
распределение ответов в большой выборке испытуемых будет иметь форму нормальной кривой Гаусса. Требование валидности теста означает наличие уверенности в том, что измеряет он именно то, на
что предназначен, например оценивает мотивацию, а не мотивировку, текущее настроение, а не чувство. За каждым тестом стоит некая теория, авторская трактовка психики. За одинаковыми терминами может скрываться разное содержание, например одноимен­ные типы темперамента по И.П. Павлову и по Г.Ю. Айзенку (род.1916). Поэтому в интерпретации результатов тестирования необходимо строго придерживаться авторской семантики, не менять заданной трактовки слов. Это особо актуально для проективных тестов, где свободный ответ испытуемого рассматривается как проек­ция особенностей его личности, которые объясняются с позиций исходной теории. Тест можно рассматривать как предельно упрощенную модификацию экспериментального метода. В условиях грамотного применения он дает возможность получения большого количества эмпирических данных, возможность предварительной градации испытуемых.

Анкеты и различные опросники — это всевозможные вариации тестов, составление, использование и интерпретация которых также требуют должного профессионализма. Здесь важна не только формулировка вопроса, но и очередность его предъявления. В психологии и в социологии, например, или в педагогике вопросники должны быть разными. Особый по направленности вид вопросников составляют социометрические методики, с помощью которых исследуются межличностные отношения в группе, выявляются отношения лидер — ведомый.

Метод беседы также предполагает специальную подготовку психолога, свои правила проведения и поведения исследователя. Здесь идет индивидуальная психологическая работа. Одно дело — это знаменитая «клиническая беседа», разработанная в школе Ж. Пиаже. Совсем другое — психоаналитическая беседа, третье — беседа в процессе психологического консультирования.

Набор праксиметрических методов разработан преимущественно в рамках психологии труда при изучении различных человеческих движений, операций,действий, профессионального поведения. Сюда входят хронометрия, циклография, составление профессиограмм, психограмм.

Анализ продуктов деятельности используется во многих разделах психологии: от общей до возрастной и представляет собой комплексное изучение результатов труда как материализации психической деятельности. Это относится и к детскому рисунку, и к школьному сочинению, и к произведению писателя, и к «картине», нарисованной обезьяной.

Биографический метод предполагает психологический анализ жизненного пути, биографии человека. Личность развивается, меняется, поэтому имеет свою историю, определенные психологические вехи, поворотные пункты, кризисы. C.J1. Рубинштейн писал, что человек, сделавший нечто значительное, сам при этом в известном смысле меняется. Это анализ представлений человека о собственном жизненном пути, о прошлом и будущем; психология жизненных планов; психологические стратегии поведения и жизни.

Метод моделирования имеет самые разнообразные варианты. Модели бывают структурными, функциональными, физическими, знаковыми. логическими, математическими, информационными. Любая модель беднее исходного оригинала, выделяя в нем какой-то определенный аспект и абстрагируясь от других сторон изучаемого явления.

Третью группу (по Б.Г. Ананьеву) составляют методы обработки полученных результатов. Это органичное единство количественного и качественного, содержательного анализа.

Обработка результатов — это всегда творческий, поисковый процесс, предполагающий подбор наиболее адекватных и чувствительных математических средств.

Наконец, четвертую группу составляют так называемые интерпретационные методы, направленные на теоретическое объяснение, психологическую трактовку изучаемого явления или свойства. Здесь всегда существует комплексный, системный набор различных вариантов генетического, функционального и структурного методов, замыкающих общий цикл психологического исследования.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)