Внутрифирменное планирование как важнейшая функция управления поведением организации

Планом называется официальный документ, в котором отражается прогноз развития организации, промежуточные и конечные задачи; цели, стоящие перед ней и отдельными подразделениями; механизм координации текущей деятельности и распределения ресурсов; стратегия на чрезвычайные случаи.

Содержание планирования как функции управления состоит в обоснованном определение основных направлений и пропорций развития производств с учетом материальных ресурсов.

Сущность планирования проявляется:

  • в конкретизации целей развития всех фирм и каждого подразделения в отдельности на установленный период;
  • в определении хозяйственной задачи, средств ее достижения, сроков и последовательности реализации;
  • в выявлении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.

Таким образом, цель планирования как функции управления состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития фирмы.

Для этого нужно обеспечить взаимосвязь между определенными подразделениями фирмы, включающими всю технологическую цепочку фирмы:

  1. НИР.
  2. Производство и сбыт.
  3. Взаимосвязь маркетинга с контролем.

Планирование опирается на выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализ слабых и сильных сторон организации, оценку имеющихся ресурсов и перспективы развития рыночной конъюнктуры.

Необходимость и потребность планирования вытекают из:

  • обобществления производства;
  • специализации и кооперирования производства в рамках общественной хозяйственности;
  • наличия многочисленных структурных подразделений в рамках фирмы;
  • тесных межфирменных связей с поставщиками сырья, включаемых в единый технологический процесс;
  • требований НТП – быстро учитывать и осваивать новейшие достижения науки и техники.

Принципы планирования:

  1. Ранжирование объектов по степени важности.
  2. Сбалансированность плана.
  3. Согласованность плана с параметрами внешней среды.
  4. Преемственность стратегического и тактического планов.
  5. Социальная ориентация плана (обеспечение экономической и эргономической безопасности).
  6. Автоматизация системы планирования.
  7. Обеспечение обратной связи.
  8. Экономическая обоснованность плановых показателей.
  9. Применение к планированию научных подходов, методов.
  10. Адаптивность к ситуации.

Виды планов:

  1. По степени охвата – общие, частные.
  2. По содержанию – стратегические, тактические, оперативные.
  3. Предметы планирования – целевые, планирование средств, программные, планирование действий.
  4. По форме исполнения – текстовые и графические.
  5. По форме функционирования – глобальные, контурные, детальные.
  6. По глубине планирования – сбыт, производство, заготовка, инвестиции, финансы, персонал.
  7. По срокам – краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные.

Кроме вышеперечисленных видов плана существует следующие:

  1. Структурно-организационные – планирование места размещения организации, планирование производства, планирование сфер деятельность отделов, участков.
  2. Финансовые планы – издержки, подготовка производства, план расходов и доходов, кассовый план, балансовый план.

Таким образом, структура планов организации выглядит следующим образом:

Организация планирования – последовательность определения целей, содержания, методики и техники. Различают следующие фазы планирования:

  1. Определение целей планирования.
  2. Анализ проблематики планирования.
  3. Поиск альтернатив.
  4. Прогнозирование, оценка.
  5. Принятие решения.
  6. Постановка задач на планирование.

Методика планирования:

  1. Общее планирование.
  2. Детальное планирование.
  3. Одновременное планирование.
  4. Последовательное планирование.

Особенностью планирования в американских компаниях считают объединение отраслей всех подразделений и распределение ресурсов. В английских компаниях главным является ориентация на распределение ресурсов; в японских – на внедрение новшеств и повышение качества решений.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)