Внутренние территориальные различия в Северо-Западном федеральном округе
В Северо-Западном федеральном округе довольно четко можно выделить три части (подрайона), различающиеся как по современной социально-экономической ситуации, так и по перспективам развития в ближайшие годы.
Первый подрайон – это центральная часть округа, включающая СанктПетербург и Ленинградскую, Новгородскую области, а также южную часть Республики Карелия и западную часть Вологодской области. Фактически это территория, находящаяся под непосредственным влиянием СанктПетербурга – многомиллионного города, «второй столицы» России.
Соответственно в промышленности здесь главенствуют обрабатывающие отрасли – машиностроение, химическая промышленность, производство стали и проката. Относительно благоприятны условия для развития некоторых подотраслей сельского хозяйства (молочно-мясное скотоводство, овощеводство, выращивание картофеля и льна). На местном и импортном сырье могут развиваться перерабатывающие звенья агропромышленного комплекса – пищевая и легкая промышленность.
Транспортная инфраструктура является одной из наиболее развитых в России. Хорошо развиты также многие отрасли непроизводственной сферы, в том числе наука, высшее образование, культура и искусство. Наличие многочисленных культурно-исторических достопримечательностей, в том числе входящих в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, способствует развитию туризма.
В перспективе здесь продолжится развитие тех отраслей, которым способствуют выгодное экономико-географическое положение, накопленный научно-технический и культурный потенциал, наличие квалифицированных трудовых ресурсов. В первую очередь это наукоемкие отрасли промышленности, непроизводственной сферы, туризм.
Усилится также значение подрайона как связующего звена между внутренними частями России и западноевропейскими государствами. Этому должно способствовать сооружение новых объектов транспортной инфраструктуры – нефте и газопроводов, скоростных железнодорожных и автомобильных магистралей, морских портов.
Второй подрайон – северовосточная часть округа, включающая Мурманскую и Архангельскую области (в том числе Ненецкий АО), Республику Коми, а также северную часть Республики Карелия (севернее Онежского озера) и восточную часть Вологодской области (восточнее железнодорожной магистрали. Это территория с суровыми природными условиями, что обусловливает неразвитость сельского хозяйства, слабые заселенность и транспортная освоенность. В то же время здесь значительны запасы многих видов природных ресурсов, и расположены они сравнительно близко главных экономических центров России и экспортных портов.
Поэтому в ближайшей перспективе ведущими на территории подрайона будут отрасли экономики, связанные с добычей и первичной переработкой имеющихся природных ресурсов, – нефтегазовая промышленно цветная металлургия, лесозаготовки и деревообработка, добыча железной руды и химического сырья, рыбная промышленность.
Имеются также условия для развития туризма (горнолыжные курорты в Хибинах в Мурманской области, Соловецкий монастырь в Архангельской области, «родина Деда Мороза» в городе Великий Устюг Вологодской области и др.) и некоторых современных высокотехнологичных производств (глубокая переработка древесины, строительство атомных подводных лодок и морских нефтедобывающих платформ). Однако развитие экономики будет возможным только при условии на территории подрайона молодых и высокообразованных людей, для необходимо развивать сферу населения и транспортную инфраструктуру.
Третья часть С З Ф О – это расположенная на Калининградская область, отделенная от остальной России территориями за государств. Своеобразие ситуации создают географическая оторванность, небольшие масштабы природных и социальноэкономических ресурсов, а также особенности исторического развития.
Главной в Калининградской области можно считать рыбную про поскольку она производит более всей промышленный продукции региона. Рыболовство ведется преимущественно в Балтийском море, но может осуществляться и в удаленных акваториях Атлантического океана, для чего имеются производственные и соответствующая инфраструктура. Топливная промышленность около производства в области. Ежегодно добывается около 1,2 млн т нефти, 100 млн газа, а также 30 тыс. т торфа.
Месторождения нефти и газа на суше уже истощены, и поэтому в перспективе намечается переход на шельфовую добычу. Разведанные запасы позволят полностью удовлетворить собственные потребности в топливе, а также экспортировать часть добываемой нефти.
Машиностроение области производит около 15% промышленной продукции. Промышленность – это в основном судостроение, производство грузовых вагонов, точное машиностроение. Организованы совместные предприятия с корейскими и немецкими фирмами по сборке автомобилей из зарубежных комплектующих.
Морской транспорт области также имеет межрайонное значение, но существующие мощности Калининградского морского порта (4,5 млн т грузов в год) явно не отвечают потребностям России. В связи с этим порт будет реконструироваться и расширяться, включая налаживание постоянного железнодорожного паромного сообщения с СанктПетербургом.
Главные достоинства порта заключаются в том, что это единственный незамерзающий порт России на Балтийском море и расположен он на небольшом удалении от большинства портов Балтийского и Северного морей. Курортные учреждения сосредоточены в основном на балтийском взморье в районе городов Зеленоградска, Светлогорска, Пионерского.
Хорошие естественные пляжи с сосновыми лесами и умеренным климатом не уступают по своим возможностям отдыха и лечения курортам соседних Литвы (Паланга) и Латвии (Юрмала). Возможно рекреационное использование российской части Куршской косы, но в ограниченных масштабах, поскольку признана ЮНЕСКО памятником природного наследия человечества.
Особое место в экономике региона занимает добыча янтаря на крупнейшем в мире месторождении этого минерала, расположенном на балтийском побережье. В Калининграде действуют предприятия производству различных изделий из янтаря, создан музей янтаря.
- Основные направления отраслевого и территориального развития Южного федерального округа
- Экологическая ситуация Южного федерального округа
- Внутренние территориальные различия Южного федерального округа
- Внешнеэкономические связи Южного федерального округа
- Транспорт и отрасли непроизводственной сферы Южного федерального округа
- Ведущие отраслевые комплексы Южного федерального округа
- Население Южного федерального округа
- Природно-ресурсный потенциал Южного федерального округа
- Южный федеральный округ
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу