Внутренние территориальные различия в Северо-Западном федеральном округе

В Северо-­Западном федеральном округе довольно четко можно выделить три части (подрайона), различающиеся как по современной социально­-экономической ситуации, так и по перспективам развития в ближайшие годы.

Первый подрайон – это центральная часть округа, включающая Санкт­Петербург и Ленинградскую, Новгородскую области, а также южную часть Республики Карелия и западную часть Вологодской области. Фактически это территория, находящаяся под непосредственным влиянием Санкт­Петербурга – многомиллионного города, «второй столицы» России.

Соответственно в промышленности здесь главенствуют обрабатывающие отрасли – машиностроение, химическая промышленность, производство стали и проката. Относительно благоприятны условия для развития некоторых подотраслей сельского хозяйства (молочно­-мясное скотоводство, овощеводство, выращивание картофеля и льна). На местном и импортном сырье могут развиваться перерабатывающие звенья агропромышленного комплекса – пищевая и легкая промышленность.

Транспортная инфраструктура является одной из наиболее развитых в России. Хорошо развиты также многие отрасли непроизводственной сферы, в том числе наука, высшее образование, культура и искусство. Наличие многочисленных культурно­-исторических достопримечательностей, в том числе входящих в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, способствует развитию туризма.

В перспективе здесь продолжится развитие тех отраслей, которым способствуют выгодное экономико­-географическое положение, накопленный научно­-технический и культурный потенциал, наличие квалифицированных трудовых ресурсов. В первую очередь это наукоемкие отрасли промышленности, непроизводственной сферы, туризм.

Усилится также значение подрайона как связующего звена между внутренними частями России и западноевропейскими государствами. Этому должно способствовать сооружение новых объектов транспортной инфраструктуры – нефте и газопроводов, скоростных железнодорожных и автомобильных магистралей, морских портов.

Второй подрайон – северо­восточная часть округа, включающая Мурманскую и Архангельскую области (в том числе Ненецкий АО), Республику Коми, а также северную часть Республики Карелия (севернее Онежского озера) и восточную часть Вологодской области (восточнее железнодорожной магистрали. Это территория с суровыми природными условиями, что обусловливает неразвитость сельского хозяйства, слабые заселенность и транспортная освоенность. В то же время здесь значительны запасы многих видов природных ресурсов, и расположены они сравнительно близко главных экономических центров России и экспортных портов.

Поэтому в ближайшей перспективе ведущими на территории подрайона будут отрасли экономики, связанные с добычей и первичной переработкой имеющихся природных ресурсов, – нефтегазовая промышленно цветная металлургия, лесозаготовки и деревообработка, добыча железной руды и химического сырья, рыбная промышленность.

Имеются также условия для развития туризма (горнолыжные курорты в Хибинах в Мурманской области, Соловецкий монастырь в Архангельской области, «родина Деда Мороза» в городе Великий Устюг Вологодской области и др.) и некоторых современных высокотехнологичных производств (глубокая переработка древесины, строительство атомных подводных лодок и морских нефтедобывающих платформ). Однако развитие экономики будет возможным только при условии на территории подрайона молодых и высокообразованных людей, для необходимо развивать сферу населения и транспортную инфраструктуру.

Третья часть С З Ф О – это расположенная на Калининградская область, отделенная от остальной России территориями за государств. Своеобразие ситуации создают географическая оторванность, небольшие масштабы природных и социально­экономических ресурсов, а также особенности исторического развития.

Главной в Калининградской области можно считать рыбную про поскольку она производит более всей промышленный продукции региона. Рыболовство ведется преимущественно в Балтийском море, но может осуществляться и в удаленных акваториях Атлантического океана, для чего имеются производственные и соответствующая инфраструктура. Топливная промышленность около производства в области. Ежегодно добывается около 1,2 млн т нефти, 100 млн газа, а также 30 тыс. т торфа.

Месторождения нефти и газа на суше уже истощены, и поэтому в перспективе намечается переход на шельфовую добычу. Разведанные запасы позволят полностью удовлетворить собственные потребности в топливе, а также экспортировать часть добываемой нефти.

Машиностроение области производит около 15% промышленной продукции. Промышленность – это в основном судостроение, производство грузовых вагонов, точное машиностроение. Организованы совместные предприятия с корейскими и немецкими фирмами по сборке автомобилей из зарубежных комплектующих.

Морской транспорт области также имеет межрайонное значение, но существующие мощности Калининградского морского порта (4,5 млн т грузов в год) явно не отвечают потребностям России. В связи с этим порт будет реконструироваться и расширяться, включая налаживание постоянного железнодорожного паромного сообщения с Санкт­Петербургом.

Главные достоинства порта заключаются в том, что это единственный незамерзающий порт России на Балтийском море и расположен он на небольшом удалении от большинства портов Балтийского и Северного морей. Курортные учреждения сосредоточены в основном на балтийском взморье в районе городов Зеленоградска, Светлогорска, Пионерского.

Хорошие естественные пляжи с сосновыми лесами и умеренным климатом не уступают по своим возможностям отдыха и лечения курортам соседних Литвы (Паланга) и Латвии (Юрмала). Возможно рекреационное использование российской части Куршской косы, но в ограниченных масштабах, поскольку признана ЮНЕСКО памятником природного наследия человечества.

Особое место в экономике региона занимает добыча янтаря на крупнейшем в мире месторождении этого минерала, расположенном на балтийском побережье. В Калининграде действуют предприятия производству различных изделий из янтаря, создан музей янтаря.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)