Внешняя компетенция Европейского Союза

Внешняя (внешнеполитическая) компетенции Европейского Союза – это компетенция, предметом которой являются отношения между ЕС и государствами, не входящими в его состав (третьими странами), а также международными организациями.

В отличие от внутренней компетенции, предметом которой выступают общественные отношения внутри Союза (в пределах совокупной территории его государств-членов), при осуществлении внешней компетенции институты ЕС не имеют права издавать юридически обязательные предписания, подлежащие исполнению третьими странами и международными организациями как самостоятельными субъектами международного права.

Отношения между ЕС и другими субъектами международного права строятся на основе равноправного сотрудничества и согласования интересов, результаты которого могут юридически закрепляться в договорной форме (международные соглашения Союза).

Это не исключает принятия Союзом односторонних мер, таких как, например, оказание экономической или гуманитарной помощи третьим странам, меры защиты своего рынка от иностранной конкуренции и глобальных экономических рисков (антидемпинговые меры и др.), эмбарго или иные санкции против третьих стран и их должностных лиц (включая запрет въезда на территорию ЕС).

В рамках внешней компетенции Союз также проводит мероприятия по укреплению своей обороноспособности и миротворческие операции в разных частях земного шара (с санкции Совета Безопасности ООН или по просьбе руководства третьей страны).

Основным источником полномочий институтов ЕС в рамках внешней компетенции выступают раздел V “Общие положения о внешнеполитической деятельности Союза и специальные положения об общей внешней политике и политике безопасности” ДЕС и часть пятая “Внешнеполитическая деятельность Союза” ДФЕС.

Некоторые положения о внешнеполитической деятельности ЕС также содержатся в других частях и разделах учредительных документов, в том числе посвященных его внутренней компетенции. Например, в области культуры ЕС не только стремится способствовать “расцвету культур государств-членов”, что является главной целью этой сферы его внутренней компетенции. Одновременно с этим “Союз и государства-члены создают благоприятные условия для сотрудничества с третьими странами и компетентными международными организациями, в частности, с Советом Европы” (§ 3 ст. 167 ДФЕС).

Интересно
Аналогичным образом, деятельность Союза по созданию трансъевропейских сетей способна выходить за рамки территории ЕС и охватывать третьи страны, заинтересованные в участии в подобных проектах но созданию общеевропейской транспортной, энергетической, телекоммуникационной инфраструктуры (“Союз может принимать решения о сотрудничестве с третьими странами в целях осуществления проектов, имеющих общий интерес, и обеспечения взаимной совместимости в функционировании сетей” – § 3 ст. 172 ДФЕС).

Положения о развитии международного сотрудничества предусмотрены и для других направлений внутренней политики и деятельности ЕС, в том числе в области образования, профессионального обучения и спорта (§ 3 ст. 165 и § 3 ст. 166 ДФЕС), в сфере здравоохранения (§ 3 ст. 168 ДФЕС), по вопросам научных исследований, технологического развития и космоса (ст. 186 и § 3 ст. 189 ДФЕС), в области охраны окружающей среды (§ 4 ст. 191 ДФЕС).

Развитие международных отношений в области ядерной энергии осуществляется институтами ЕС от имени Евратома на основании специальной главы Договора о Евратоме (гл. 10 “Внешние сношения” раздела II “Положения по содействию прогрессу в области ядерной энергии”).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)