Виды таможенной декларации

В предыдущей теме нами указывалось, что понимается под таможенной декларацией. «Таможенная декларация – таможенный документ, содержащий сведения о товарах и иные сведения, необходимые для выпуска товаров». То есть речь идёт о том, что там, где требуется декларирование с целью выпуска товара, необходимо заявить нужные для таможенного контроля сведения, которые должны быть достоверны и подтверждаться документами, из которых они вносятся в таможенную декларацию.

Причём таможенная декларация бывает различных видов. Об этом – о видах таможенной декларации, о сведениях, указываемых в таможенной декларации, о документах необходимых для таможенного оформления товаров и подтверждающих заявляемые сведения – и пойдёт речь в данной теме.

В зависимости от объектов и субъектов таможенного контроля в соответствии со статьей 105 ТК ЕАЭС:

1. При таможенном декларировании применяются следующие виды таможенной декларации:

  • декларация на товары;
  • транзитная декларация;
  • пассажирская таможенная декларация;
  • декларация на транспортное средство.

2. В случаях, определяемых Евразийской экономической комиссией далее ЕЭК, заполняется декларация таможенной стоимости, в которой заявляются сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об условиях и обстоятельствах сделки с товарами, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров.

Декларация таможенной стоимости является неотъемлемой частью декларации на товары.

Форма декларации таможенной стоимости, структура и формат декларации таможенной стоимости в виде электронного документа и электронного вида декларации таможенной стоимости на бумажном носителе, порядок их заполнения определяются ЕЭК. По текущему пункту см. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.10.2018 № 160 «О случаях заполнения декларации таможенной стоимости, утверждении форм декларации таможенной стоимости и Порядка заполнения декларации таможенной стоимости».

3. Декларация на товары используется при помещении товаров под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, а в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, – при таможенном декларировании припасов.
Транзитная декларация используется при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита. Форма и порядок ее заполнения определены Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 289 «О форме и порядке заполнения транзитной декларации».

Пассажирская таможенная декларация используется при таможенном декларировании товаров для личного пользования, а в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, – при помещении товаров для личного пользования под таможенную процедуру таможенного транзита. (См. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 23.07.2019 № 124 «О таможенном декларировании товаров для личного пользования» (вместе с «Порядком заполнения пассажирской таможенной декларации и совершения таможенных операций, связанных с изменением (дополнением) сведений, заявленных в пассажирской таможенной декларации»).)

Декларантами товаров для личного пользования могут выступать достигшие 16-летнего возраста физические лица государств-членов или иностранные физические лица более подробно см. п. 14 ст. 260 ТК ЕАЭС.

При пересылке товаров для личного пользования в международных почтовых отправлениях в адрес физического лица, находящегося на таможенной территории Союза, декларантами таких товаров также могут выступать юридические лица, являющиеся отправителями таких товаров (п. 15 ст. 260 ТК ЕАЭС).

Декларация на транспортное средство используется при таможенном декларировании транспортных средств международной перевозки (далее ТСМП), а в случаях, предусмотренных настоящим ТК ЕАЭС, – при таможенном декларировании припасов. Декларирование и выпуск ТСМП предусмотрены статьей 278 ТК ЕАЭС.

Сведения, подлежащие указанию в декларации на транспортное средство, в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка товаров, направления перемещения ТСМП через таможенную границу ЕАЭС, а также категорий товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза: цистерн, клетей, поддонов, являющихся многооборотной тарой и подлежащих возврату в соответствии с условиями сделки, запасных частей и оборудования, находящихся на транспортном средстве международной перевозки, перемещаемом через таможенную границу Союза, и предназначенных для ремонта и (или) эксплуатации иного транспортного средства международной перевозки, находящегося на таможенной территории Союза или за ее пределами определены в Решении Комиссии Таможенного союза от 14.10.2010 № 422 «О форме таможенной декларации на транспортное средство и Инструкции о порядке ее заполнения».

В качестве декларации на транспортное средство могут использоваться стандартные документы перевозчика, предусмотренные международными договорами государств-членов с третьей стороной в области транспорта п. 4 ст. 278 ТК ЕАЭС.

Согласно пункту 2 Инструкции, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 18.11.2010 № 511 (далее Инструкция № 511), в качестве таможенной декларации на ТСМП используются стандартные документы перевозчика, предусмотренные международными договорами в области транспорта, участниками которых являются государства – члены Союза, если в них содержатся сведения о ТСМП, его маршруте, грузе, припасах, об экипаже и о пассажирах, цели ввоза (вывоза) ТСМП и (или) наименовании запасных частей и оборудования, которые перемещаются для ремонта или эксплуатации ТСМП, в зависимости от вида транспорта.

При использовании в качестве декларации на транспортное средство стандартных документов перевозчика за основу таможенной декларации на ТСМП принимается копия либо дополнительный экземпляр международной товарно-транспортной накладной CMR (п. 5 Инструкции № 511).

В случае отсутствия в стандартных документах перевозчика указанных сведений в качестве декларации на транспортное средство используется форма таможенной декларации на транспортное средство, утвержденная Решением Комиссии Таможенного союза от 14.10.2010 № 422 (п. 4 ст. 278 ТК ЕАЭС).

4. Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и уплаты таможенных платежей, применения мер защиты внутреннего рынка, формирования таможенной статистики, контроля соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, а также для контроля соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов.

5. Формы таможенной декларации, структуры и форматы электронной таможенной декларации и электронных видов таможенной декларации на бумажном носителе и порядки их заполнения определяются ЕЭК.

6. В качестве декларации на товары и транзитной декларации допускается использование транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов, в том числе предусмотренных международными договорами государств-членов с третьей стороной, содержащих сведения, необходимые для выпуска товаров, в случаях и порядке, определяемых ТК ЕАЭС, международными договорами государств-членов с третьей стороной и (или) ЕЭК и законодательством государств-членов в случаях, предусмотренных ЕЭК. (Данное положение подробно рассмотрено в первой теме.)

При использовании в качестве декларации на товары и транзитной декларации транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов, в том числе предусмотренных международными договорами государств-членов с третьей стороной, таможенное декларирование осуществляется в письменной форме, если иное не определено ЕЭК и (или) законодательством государств-членов о таможенном регулировании. Данное положение подробно рассмотрено в первой теме.

В зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров по таможенной территории Союза, ЕЭК вправе определять перечень транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов, в том числе предусмотренных международными договорами государств-членов с третьей стороной, используемых в качестве транзитной декларации, а также случаи и порядок их использования. Пример. Организация планирует временно ввезти товары на территорию Российской Федерации для демонстрации их на выставке.

Такие товары должны быть помещены под таможенную процедуру временного ввоза (допуска). Согласно статье 219 ТК ЕАЭС таможенная процедура временного ввоза (допуска) – таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров, в соответствии с которой такие товары временно находятся и используются на таможенной территории Союза при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру и их использования в соответствии с такой таможенной процедурой, с частичной уплатой ввозных таможенных пошлин, налогов и без уплаты специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин либо без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без уплаты специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.

В соответствии с указанным пунктом 6 статьи 105 ТК ЕАЭС в отношении процедуры декларирования при ввозе товаров для выставок можно воспользоваться рядом упрощений – в качестве декларации на товары использовать транспортные (перевозочных), коммерческие или другие документы, порядок использования которых определен Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 263 «О порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары».

Согласно пункту 2 Инструкции о порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары (утв. Решением Комиссии Таможенного союза № 263) (далее – Инструкция № 263)) существуют два варианта декларирования товаров с использованием транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары – с использованием заявления или перечня.

В отношении товаров, ввозимых для демонстрации на выставках, согласно пункту 12 Инструкции № 263 применяется декларирование с использованием перечня, заполненного в двух экземплярах по форме, установленной Приложением 3 к Инструкции № 263. При этом один экземпляр такого перечня после выпуска возвращается заявителю.)
Одним из распространенных вариантов транспортных (перевозочных) документов, который можно использовать в качестве декларации на товары при временном ввозе, является карнет ATA, оформляемый в соответствии с Таможенной конвенцией о карнете A.T.A. для временного ввоза товаров (Конвенция A.T.A.) (заключена в г. Брюсселе 06.12.1961) (Российская Федерация присоединилась к данной Конвенции в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.11.1995 № 1084 «О присоединении Российской Федерации к Таможенной конвенции о карнете ATA для временного ввоза товаров от 6 декабря 1961 г. и Конвенции о временном ввозе от 26 июня 1990 г. с принятием ряда приложений»). Такая возможность декларанта отмечена в п. 5-1 Инструкции № 263.

В Российской Федерации карнеты ATA оформляет Торгово-промышленная палата Российской Федерации. При этом Методические рекомендации о применении карнета ATA утверждены приказом ФТС России от 28.12.2012 № 2675.

Также в качестве транзитной декларации при временном ввозе может являться карнет ATA. Так, в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 № 438 «О Порядке совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией транзитной декларации и завершением таможенной процедуры таможенного транзита» в пункте 2 сказано.

Таможенный орган отправления принимает в качестве транзитной декларации следующие документы:

  • заполненные листы транзитной декларации;
  • книжку МДП6, заполненную в соответствии с положениями Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 года (далее – Конвенция МДП) с прилагаемыми к ней транспортными (перевозочными) и коммерческими документами;
  • карнет АТА, заполненный в соответствии с Таможенной конвенцией о карнете АТА для временного ввоза 1961 года и Конвенции о временном ввозе 1990 года (далее – Конвенции о временном ввозе) с прилагаемыми к нему транспортными (перевозочными) и коммерческими документами (при перевозке в пределах территории государства – члена Союза (далее – государство-член), если это предусмотрено законодательством такого государства);
  • транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы;
  • основной формуляр пассажирской таможенной декларации – в случае его использования в качестве транзитной декларации при таможенном декларировании самостоятельно декларантом ввозимых на таможенную территорию Союза в сопровождаемом багаже товаров для личного пользования и (или) транспортных средств для личного пользования, не зарегистрированных на таможенной территории ЕАЭС и территории иностранного государства, с целью их помещения под таможенную процедуру таможенного транзита при отсутствии в пункте пропуска через таможенную границу Союза таможенных представителей».

При использовании в качестве транзитной декларации транспортных (перевозочных) и коммерческих документов основу транзитной декларации составляет транспортный (перевозочный) документ, а остальные документы являются ее неотъемлемой частью.

7. В качестве транзитной декларации допускается использование предварительной информации, представленной в виде электронного документа, в соответствии с пунктами 23–25 Порядка использования предварительной информации, представленной в виде электронного документа, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2018 № 214 «Об использовании предварительной информации, представленной в виде электронного документа» (далее Порядок № 214).

Т.е. учитывая невозможным помещение товаров под процедуру таможенного транзита до их фактического ввоза на таможенную территорию ЕАЭС, возможно в целях ускорения помещения товаров под процедуру таможенного транзита на границе предоставление до прибытия товаров предварительной информации.

После прибытия товаров лицо, сведения о котором в качестве декларанта таможенной процедуры таможенного транзита указаны в предварительной информации, заявляет таможенному органу, расположенному в месте прибытия, об использовании предварительной информации в качестве транзитной декларации путем предоставления документа, содержащего следующие сведения:

  • о декларанте таможенной процедуры таможенного транзита;
  • о таможенном представителе, если он совершает таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру таможенного транзита (номер документа, подтверждающего включение юридического лица в реестр таможенных представителей);
  •  об использовании предварительной информации в качестве транзитной декларации;
  • регистрационный номер предварительной информации, используемой в качестве транзитной декларации;
  • номер и дата составления (выдачи) транспортного (перевозочного) документа.

После получения документа таможенный орган, расположенный в месте прибытия, осуществляет проверку наличия в предварительной информации, регистрационный номер которой указан в таком документе, сведений о ее использовании в качестве транзитной декларации, а также сведений, подлежащих указанию в транзитной декларации в соответствии с пунктом 1 статьи 107 ТК ЕАЭС и актами ЕЭК, определяющими порядок заполнения транзитной декларации в зависимости от категорий товаров, лиц, их перемещающих через таможенную границу Союза, и (или) вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров.

В случае если предварительная информация содержит все необходимые сведения, таможенный орган, расположенный в месте прибытия:

  • фиксирует дату и время подачи транзитной декларации, в качестве которой используется предварительная информация;
  • совершает таможенные операции, связанные с регистрацией или отказом в регистрации транзитной декларации;
  • информирует лицо, предоставившее предварительную информацию, о ее использовании в качестве транзитной декларации (с указанием номера, даты и времени регистрации такой декларации).

Отметим, что пунктами 26–28 Порядка № 214 также предусмотрено использование предварительной информации в качестве декларации на транспортное средство.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)