Виды классификации товаров

В товароведении используется несколько видов классификации товаров:

  • торговая классификация;
  • учебная классификация;
  • экономико-статистическая классификация;
  • стандартная классификация;
  • внешнеэкономическая классификация.

Торговая классификация является отраслевой и используфется в практике торговли. Она призвана содействовать организации и управлению торговым предприятием, совершенствованию планирования ассортимента товаров, а также рациональному размещению их в торговом зале и организации складского хозяйства.

Классификация товаров в торговле сложилась исторически, она имеет в своей основе распределение товаров на группы в соответствии с различными признаками, причем последовательность использования существенных признаков в разных товарных группах неодинакова. В практике торговли все товары разделены на два класса: продовольственные и непродовольственные товары.

Согласно торговой классификации различают следующие группы продовольственных товаров: хлебобулочные изделия, плоды и овощи, кондитерские, винно-водочные, безалкогольные напитки, молочно-масляные, мясные и колбасные изделия, рыбные, яичные, пищевые жиры, табачные изделия.

По принципу группировки в торговой сети продовольственные товары подразделяют на бакалейные и гастрономические. К бакалейным товарам относят крупы, муку, дрожжи, макаронные изделия, сушеные овощи и фрукты, чай, кофе, соль, специи, сахар, крахмал, пищевые концентраты и др., т. е. продукты, требующие перед употреблением дополнительной кулинарной обработки.

К гастрономическим относят товары, готовые к употреблению без кулинарной обработки или с повышенными вкусовыми свойствами: молочные продукты (сыры, масло, молоко и др.), алкогольные напитки, копчености и консервы, кондитерские, мясные и рыбные изделия.

В непродовольственные товары согласно торговой системе классификации включают следующие товарные группы:

  • товары из пластических масс (хозяйственные, галантерейные, культтовары);
  • бытовые химические товары (клеящие материалы, лакокрасочные товары, моющие средства и др.);
  • стеклянные товары (посуда, листовое стекло, ламповые товары);
  • керамические товары (фарфоровая, фаянсовая, майоликовая посуда, гончарные изделия, художественно-декоративные изделия);
  • строительные материалы (вяжущие вещества, металлические, керамические и прочие материалы);
  • мебельные товары (мебель деревянная и проч.);
  • металлические товары (посуда, ножевые изделия, скобяные и замочные изделия, инструменты и др.);
  • бытовая техника (провода и шнуры, установочные изделия, электролампы, электронагревательные приборы, бытовые машины, электроизмерительные приборы);
  • ткани;
  • одежда (верхняя одежда, готовое платье, белье, головные уборы);
  • чулочно-носочные и перчаточные изделия;
  • обувные товары (кожаная, резиновая и валяная обувь);
  • меховые товары (меховые полуфабрикаты, пушно-меховые и овчинно-шубные изделия);
  • ювелирные товары и часы;
  • школьно-письменные принадлежности и канцелярские товары, музыкальные, фото и бытовая радиоэлектронная аппаратура, игрушки, спортивные товары. Отдельную группу составляют книги и другие печатные издания.

Указанные группы иногда объединяют или, наоборот, разукрупняют. Так, стеклянные и керамические товары часто объединяют в одну группу — посуда, а вместе с металлическими и частью химических товаров — в общую группу посудо-хозяйственных товаров.

Для рационального формирования ассортимента товаров в розничной торговой сети большое значение имеет группировка товаров по комплексности спроса покупателей, когда в состав комплексов входят товары различных групп, предназначенные для комплексного удовлетворения потребностей.

В основу разработки таких комплексов может быть положен половозрастной признак (“Товары для женщин” и т. д.), особенности образа жизни и проведения досуга (“Товары для садовода”, “Товары для туриста”, магазин “Охотник” и т. д.), а также другие признаки. Выделение таких комплексов позволяет эффективнее организовать оперативные процессы в торговле.

Учебная классификация используется в практике обучения товароведению, при написании учебников и методических пособий, при составлении рабочих программ. Учебная классификация служит для изучения потребительских свойств товаров, выявляет общие принципы формирования и сохранения этих свойств, позволяет наиболее полно изучить ассортимент товаров.

Учебная классификация приближена к торговой, но отличается большей последовательностью. В учебных классификациях, преследующих цель изучения ассортимента товаров, важнейшим признаком считается назначение. В соответствии с учебной классификацией товары также подразделены на два раздела: продовольственные и непродовольственные.

Все продовольственные товары по учебной классификации объединяют в 9 основных групп: зерномучные товары; овощи, плоды и грибы; вкусовые товары; кондитерские товары; пищевые жиры; молочные товары; мясные товары; рыбные товары; яйца и яичные товары. В основе такой классификации лежит общность товаров по происхождению, химическому составу, особенностям технологии производства, назначению и условиям хранения.

Зерномучные товары (зерно, крупа и крупяные изделия, мука, хлебобулочные и макаронные изделия), за исключением сои, отличаются высоким содержанием углеродов, особенно крахмал, и малым содержанием жиров. Плоды, овощи и грибы в свежем виде требуют специальных условий хранения, обладают низкой энергетической ценностью (за исключением орехоплодных), хорошими вкусовыми свойствами, высоким содержанием витаминов и других биологически активных веществ.

К вкусовым товарам относятся чай, кофе, пряности, вкусовые приправы, алкогольные и безалкогольные напитки, табак и табачные изделия. Эти продукты содержат вещества, сильно действующие на нервную, пищеварительную и другие системы организма человека (кофеин, пиперин, ванилин, эфирные масла, этиловый спирт, никотин и др.).

Кондитерские товары включают фруктово-ягодные изделия, шоколад и какао-порошок, карамель и конфеты, халву и мучные изделия, восточные сладости и изделия специального назначения. В этой группе товаров также изучаются крахмал и продукты его переработки, сахар, мед. Группа кондитерских товаров характеризуется высоким содержанием углеводов, высокой энергетической ценностью, хорошей усвояемостью, низким содержанием витаминов и другими биологически активными соединениями.

Пищевые жиры (растительные масла, животные жиры, кроме коровьего, маргарин и маргариновая продукция) обладают наиболее высокой энергетической ценностью и состоят в основном из жира с большим или меньшим содержанием фосфолипидов, пигментов, жирорастворимых витаминов и других жироподобных веществ.

В группе молочных товаров изучают молоко, творог, сливки, сметану, сухие молочные продукты, мороженое, кисломолочные продукты, масло и сыры. Эта группа характеризуется высокими пищевыми достоинствами, продукты легко усваиваются организмом. Многие из них широко используются для диетического и детского питания.

Мясные товары (мясо крупного рогатого скота, овец, свиней и других животных, домашней птицы, дичи, колбасные изделия, мясные копчености, консервы, полуфабрикаты и кулинарные изделия) характеризуются наличием хорошо усвояемых полноценных белков и минеральных элементов.

Яйца и яичные товары (меланж, сухой яичный порошок и др.) отличаются высокой пищевой ценностью, хорошей усвояемостью и наилучшей сбалансированностью пищевых веществ.

Рыбные товары (рыба живая, охлажденная, мороженная, маринованная, вяленая, сушеная и копченая, консервы и пресервы, икра, кулинарные изделия и полуфабрикаты) являются источником полноценных белков, минеральных элементов, многих витаминов и других пищевых веществ.

Наиболее существенными признаками, положенными в основу учебной классификации непродовольственных товаров, является исходный материал, способ производства и конструкция изделия. Часто первым и наиболее существенным классификационным признаком служит исходный материал.

В соответствии с учебной классификацией все непродовольственные товары разделены на следующие группы:

  • пластические массы и товары бытовой химии;
  • металлические товары;
  • силикатные товары;
  • древесно-мебельные товары;
  • электротовары;
  • текстильные товары;
  • швейно-трикотажные товары;
  • кожевенно-обувные товары;
  • пушно-меховые товары;
  • парфюмерно-косметические товары, ювелирные товары;
  • электронные товары;
  • игрушки, печатная продукция и проч.

Экономико-статистическая классификация является наиболее полной. Она разработана для обмена информацией на межотраслевом уровне. Экономико-статистическая система классификации представлена в Общероссийском классификаторе продукции ОК 005–93 (ОКП), который входит в Единую систему классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) Российской Федерации.

Современные рыночные условия в экономике потребовали существенной переработки ранее действовавшего Общесоюзного классификатора промышленной и сельскохозяйственной продукции. На базе ранее действовавшего классификатора разработан Общероссийский классификатор продукции и введен в действие на территории Российской Федерации.

ОКП предназначен для обеспечения достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации о продукции в таких сферах деятельности, как стандартизация, сертификация, управление качеством, производство продукции, статистика, экономика и др. ОКП представляет собой систематизированный свод кодов и наименований группировок продукции, построенных по иерархической системе классификации.

Классификатор используется:

  • при решении задач каталогизации продукции, включая разработку каталогов и систематизацию в них продукции по важнейшим технико-экономическим признакам;
  • при сертификации продукции в соответствии с группами однородной продукции, построенными на основе группировок ОКП;
  • для статистического анализа производства, реализации и использования продукции на макроэкономическом, региональном и отраслевом уровнях;
  • для структуризации промышленно-экономической информации по видам выпускаемой предприятиями продукции с целью проведения маркетинговых исследований и осуществления снабженческо-сбытовых операций.

Каждая позиция ОКП содержит шестизначный цифровой код, однозначное контрольное число и наименование группировки продукции, которые записывают по следующей форме:

Код КЧ Наименование

81 5320 3 Шнуры плетеные специальные

В ОКП предусмотрена пятиступенчатая иерархическая классификация с цифровой десятичной системой кодирования. На каждой ступени классификации деление осуществлено по наиболее значимым экономическим и техническим классификационным признакам.

На первой ступени классификации располагаются классы продукции (XX 0000), на второй — подклассы (XX Х000), на третьей — группы (XX ХХ00), на четвертой — подгруппы (XX ХХХ0) и на пятой — виды продукции (XX ХХХХ). Коды 2–5-разрядных группировок продукции дополнены нулями до 6 разрядов и записываются с интервалом между вторым и третьим разрядами. Классификация продукции в ОКП может быть завершена на третьей, четвертой или пятой ступенях классификационного деления.

При записи отдельных наименований классификационных группировок используют сокращенную форму записи с заменой лексических элементов графическими, при этом:

  • опускают начальную часть полного наименования, вместо
    которой ставят тире, когда она повторяет предшествующее наименование;
  • предшествующее наименование или его часть, соответствующая опускаемой части сокращенного наименования, отделяют косой чертой.

Например:
57 1430 9 Плиты облицовочные пиленые / из природного камня.
57 1431 4 — из гранита, диорита, сиенита, лабродорита, габбро, базальта, диабаза, андезита.
57 1432 0 — из белого мрамора.
57 1433 5 — из цветного мрамора.

Для однозначности понимания и разграничения объемов используемых понятий отдельные позиции ОКП включают пояснения. Пояснения приведены непосредственно под наименованием позиции, к которой они относятся. Пояснения приводятся для исключения возможности попадания в данную позицию классификатора объекта, входящего в другую его позицию, в целях единообразного понимания специалистами отдельных слов или словосочетаний в составе наименования позиции, при необходимости уточнения области применения данной позиции или при необходимости перечисления объектов, которые могут входить в данную позицию.

Например: 58 5300 4 Детали водопропускных труб

Пояснение: включая плиты днищ, блоки плитных перекрытий, оголовки.
При необходимости отражения конкретных типов, марок, моделей и других характеристик отдельных видов продукции в создаваемых для этих целей отраслевых классификаторах продукции в качестве первых шести знаков должны использоваться коды из настоящего Общероссийского классификатора продукции.

Ведение ОКП осуществляет Всероссийский научно-исследовательский институт классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ) Росстандарта России совместно с головными и ведущими организациями по ОКП министерств и ведомств.

Использование этого классификатора в практике торговли и товароведения затруднено, так как группировка продукции не совпадает ни с торговой, ни с учебной классификациями товаров. Одни и те же товарные группы в ОКП входят в разные классы, так как выпускаются разными отраслями промышленности. Так, хозяйственные товары входят в десятки классов и подклассов продукции, имеющих различное кодовое обозначение. Таким образом, классификатор ОКП не отражает многих особенностей товаров и интересов торговли, в частности не учитывает потребительские свойства товаров.

В товароведении возможно использование стандартная классификация, представленной в государственных и отраслевых стандартах. Стандартная система классификации используется для определения требований, условий и методов испытаний, контроля качества, для разработки порядка проведения сертификации товаров и т. п. Эта система классификации отражена в Общероссийском классификаторе стандартов (ОКС).

Основные классификационные признаки, лежащие в основе деления товаров в соответствии со стандартной классификацией, — отраслевой и назначение. Классификация показателей качества зафиксирована в национальных стандартах четвертой системы, которые называются “Система показателей качества продукции. Номенклатура показателей”.

Эти стандарты группируют продукцию по отраслевому признаку и устанавливают номенклатуру показателей качества, которая используется для научно-исследовательских работ, оценки уровня качества при разработке и постановке продукции на производство, при разработке и пересмотре нормативных документов и технической документации.

Внешнеэкономическая классификация разработана на основе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС) и Комбинированной номенклатуры Европейского союза (КН ЕС). Она нашла свое отражение в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) и является основой для регулирования внешнеэкономической деятельности Российской Федерации.

Внешнеэкономическая классификация согласована с международными организациями и систематизирует все товары, которые являются предметом международной торговли. С 1 января 1988 г. вступила в силу Международная конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров.

В соответствии с определением Конвенции под Гармонизированной системой описания и кодирования товаров понимается номенклатура, представляющая собой детализированный и унифицированный внешнеторговый товарный классификатор, который включает: товарные позиции и субпозиции и относящиеся к ним цифровые коды; примечания к разделам, группам и субпозициям; основные правила интерпретации ГС.

В конвенции указано, что главная цель создания Номенклатуры Гармонизированной системы (НГС) состоит в том, чтобы содействовать международной торговле; упростить сбор, сопоставление и анализ статистических данных, в особенности относящихся к международной торговле; уменьшить расходы, вызываемые повторным описанием, классификацией и кодированием товаров при их переходе из одной системы классификации в другую в процессе международной торговли; способствовать стандартизации внешнеторговой документации и передаче статистических данных; унифицировать коммерческие и таможенные документы и т. д. Система классификации и кодирования Гармонизированной системы.

Гармонизированная система — список товаров, классифицированных по определенным правилам. Он имеет пять уровней классификации: разделы, группы, подгруппы, товарные позиции и субпозиции (табл. 2.2).

Разделы формируются в соответствии с разными классификационными признаками: происхождение (разделы I, II, V); назначение (IV, XI, XII, XVII, XVIII, XIX, XX, XXI); химический состав (III, VI, VII), материал изготовления (VIII, IX, X, XIII, XIV, XV). Всего в классификаторе 21 раздел и 99 групп, причем три группы (77, 98, 99) зарезервированы на будущее.

Следующий уровень — группы, где собраны товары по вышеназванным признакам, а также по степени обработки. При построении групп используется принцип последовательного перехода от сырьевых продуктов к полуфабрикатам и затем к готовым изделиям. Таким образом, изделия с наибольшей степенью обработки собраны в группы с большим номером.

Например, группа 10 включает в себя “зерновые культуры” в необработанном виде, группа 11 включает продукцию мукомольного производства, группа 19 — мучные и кондитерские изделия. Из данного примера видно, что для сырья и полуфабрикатов решающую роль играет вид материала, а при многократной переработке товара важнейшим является его назначение.

При построении товарных подгрупп, позиций и субпозиций применяется своя последовательность признаков, главными из которых являются: степень обработки, назначение, вид материала, из которого изготовлен товар, удельный вес товара в мировой торговле.

Для групп, образованных по сырьевому признаку, при дальнейшей детализации используется степень обработки товаров. Так, текстильные материалы подразделяются на группы — от волокон до готовых тканей. Для групп, которые сформированы по принципу назначения (“Головные уборы”, “Обувь”) либо сохраняется признак назначения, либо применяется сырьевой признак.

Классификация товаров по товарным позициям осуществляется по специфическим признакам. Например, В группе 10 на уровне товарных позиций отдельно детализируется пшеница и рожь. При образовании товарных субпозиций используются дополнительные критерии детализации, а также фактор значения товара в мировой практике.

Например, в товарной позиции 0401 молоко и сливки детализируются в зависимости от жирности. ГС устроена таким образом, что она охватывает все товары без исключения. С этой целью в конце каждой группы существуют товарные позиции, не прозвучавшие ранее. Например, в товарной позиции 0106 (прочие живые животные) классифицируются живые слоны, киты, птицы, лягушки и т. п. В товарной позиции 6506 классифицируются головные уборы, не поименованные в других товарных позициях данной группы, например каски.

Почти все разделы и группы классификации снабжены примечаниями, которые уточняют позицию товаров и определяют их приоритеты. Примечания исключают конкретные товары из определенных разделов, групп или товарных позиций. Примечания определяют значение терминов, которые необязательно соответствуют общепринятому пониманию.

Например, в примечании 3 к группе 05 под термином “слоновая кость” понимаются зубы всех животных. Данное примечание распространяет это толкование на всю номенклатуру. Таким образом, в товарной позиции 9601 (обработанная слоновая кость) будут классифицироваться обработанные зубы всех животных, например коров, а не только обработанная слоновая кость как таковая.

В ГС для кодирования разделов и подгрупп применяются римские цифры, для групп, товарных позиций и субпозиций — арабские. Код состоит из шести арабских цифр, которые включают код группы (первые два знака), код товарной позиции (те же первые два знака плюс третий и четвертый) и код субпозиции (все шесть знаков). В каждом условном знаке кода могут быть арабские цифры от 0 до 9.

Комбинированная номенклатура Европейского союза (КН ЕС) строится на основе ГС, когда шестизначный код товара по ГС дополняется седьмым и восьмым знаками, т. е. система кодирования товаров в КН ЕС включает коды Гармонизированной системы, а кроме того, дополнительную детализацию субпозиций ГС до восьми знаков.

В нашей стране на этапе подготовки к переходу на международную систему классификации были изучены все особенности ГС. Была создана специальная комиссия, которая изучала опыт применения ГС отдельными странами. Был сделан вывод о целесообразности применения КН ЕС, на основе которой был разработан ТН ВЭД.

В ТН ВЭД все товары однозначно отнесены к определенным классификационным группировкам. Пояснения по каждой классификационной группировке содержатся в примечаниях к разделам, группам, конкретным товарным позициям и в Основных правилах интерпретации ТН ВЭД, которые имеют юридическую силу.
Однозначное понимание классификационных группировок — не только преимущество

ТН ВЭД, но и необходимое условие для определения ставок таможенных пошлин и иных платежей, разработки режима экспорта-импорта тех или иных товаров, сопоставления данных по внешней торговле различных стран и проведения экономико-статистического анализа.

В ТН ВЭД используется система цифрового кодирования товаров, которая позволяет представлять всю необходимую информацию в удобной форме. Первое издание ТН ВЭД было опубликовано в 1990 г. под заглавием “Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности СССР”. Второе официальное издание ГТК РФ действует с 1 мая 1992 г.

С 2000 г. введена ТН ВЭД России, где кодирование товаров осуществляется десятизначным цифровым кодом, первые шесть разрядов которого соответствуют кодовому обозначению, принятому в системе кодирования ГС. Те же шесть разрядов, плюс седьмой и восьмой, формируют код товара по КН ЕС.

Девятый и десятый разряды предназначены для детализации тех или иных товарных позиций с учетом интересов России. В ТН ВЭД строго соблюдается принцип однозначного отнесения товаров к определенным классификационным группировкам в соответствии с Основными правилами интерпретации и примечаниями к разделам и группам.

В правилах сформулированы принципы классификации товаров, которые предусматривают последовательное включение конкретного товара в определенную товарную позицию, а затем в соответствующую субпозицию. Первые пять правил предназначены для установления товарной позиции, а последнее шестое — для субпозиции.

Правильное определение положения товара в Номенклатуре (его классификация) имеет решающее значение для анализа деятельности фирм и предприятий, для регулирования производства и торговли, для количественной и качественной оценки товаров, для страхования и таможенного дела, для сопоставления цен на товары. Соблюдение правил классификации важно и с юридической точки зрения.

Неправильная классификация и/или указание неверных данных в таможенной декларации рассматриваются таможенными органами как нарушение установленного порядка перемещения через границу конкретного товара, что влечет за собой ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Существенным недостатком внешнеэкономической системы классификации является сложность в использовании. Часто трудно просто найти тот или иной товар, определить его позицию. В некоторых случаях для определения положения товара и его кода необходимы специальные знания.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)