Виды аудита в маркетинге

Внешний аудит осуществляется независимыми аудиторами и аудиторскими фирмами на основе заказов (договоров) с предприятиями и организациями – заказчиками. В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» аудиторы, проводящие проверку, не имеют на проверяемом объекте никаких интересов – не являются учредителями, собственниками, акционерами, руководителями и иными должностными лицами аудируемого объекта, не состоят в родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети) с руководством проверяемой организации и не связаны с ним служебными отношениями.

Нельзя проводить внешний аудит и в отношении субъектов, которые являются в свою очередь учредителями аудиторской фирмы, филиалами или представительствами, а также в отношении тех клиентов аудиторской фирмы, которым до проверки оказывались услуги по восстановлению и ведению учета и составлению финансовой отчетности.

Результаты внешнего аудита должны быть представлены в виде аудиторского заключения, составленного и представленного как заказчику и его акционерам (участникам), так и в соответствующий налоговый орган. Представление в налоговый орган аудиторского заключения является прерогативой тех клиентов, которые являются объектами обязательного внешнего независимого аудита. Клиенты (заказчики) самостоятельно выбирают аудитора или аудиторскую фирму для проведения проверки.

В особых случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» аудитора или аудиторскую фирму могут пригласить, привлечь для проверки какого-либо предприятия (фирмы) не его руководители, акционеры или иные собственники, а соответствующие государственные органы, например, судебные или прокуратура. В этом случае заказчиком выступает государство, а оплата аудиторской работы осуществляется из бюджетов различных уровней.

Внешний аудит Внутренний аудитВнутренний аудит подразумевает проверку финансово-хозяйственной деятельности предприятий (организаций) специальной службой, входящей в их структуру на правах одного из подразделений (отдела, службы) или их отдельными работниками (специалистами). То есть, говоря другими словами, внутренний аудит – это по сути дела внутрихозяйственный контроль. Но по содержанию и методам проведения он имеет много общего с внешним аудитом.

Интересно
Специалисты, занимающиеся внутренним аудитом своего предприятия и подчиняющиеся его руководству, не обязаны проходить процедуры обязательной аттестации и лицензирования, как аудиторы, занимающиеся внешним аудитом. Однако их роль на крупных предприятиях, в банках и крупных компаниях достаточно велика, поэтому для работы по внутреннему аудиту подбирают высококлассных специалистов, подлинных профессионалов, досконально ориентирующихся во всех тонкостях и нюансах своего дела, владеющих навыками ревизора и контролера, знающих специфику деятельности своего предприятия (фирмы).

Поскольку законы принимает правительство, а аудитор лишь обязан знать и придерживаться их, то аудиторская проверка является услугой, единой для всех аудиторских компаний. В этом смысле, аудиторский рынок сильно отличается от потребительского, где возможности для творчества в области новых товаров практически не ограничены. В этом же случае основная услуга четко определена, а творчество возможно лишь в области вспомогательных услуг.

Можно сделать вывод, что отличительной чертой аудиторского рынка является четкое определение вида и содержания основного товара, единого для всех участников этого рынка.
Таким товаром является аудиторская проверка, проводимая в соответствии с существующими законами. Отсюда следует, что аудиторские компании могут конкурировать между собой лишь по трем направлениям: по качеству и квалифицированности аудиторских проверок, по их стоимости, а также по спектру вспомогательных услуг.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)