Анализ маркетинговой деятельности в банковской сфере

Маркетинг в банковской сфере формировался на основе опыта деятельности финансово-кредитных организаций и вобрал в себя все достижения общей теории маркетинга. Маркетинг банка – это внешняя и внутренняя политика, идеология и тактика его деятельности в зависимости от конкретной общественно-политической и экономической ситуации.

Маркетинговая деятельность начинается с анализа и потенциального спроса на банковские услуги. Система маркетинговой деятельности начинается с осознания того факта, что производители, в том числе и банки, существуют благодаря наличию спроса на их продукцию (банковские услуги).
Если рассматривать банковский маркетинг более детально, то в качестве составных его частей можно выделить: сбор информации, необходимой для познания
рынка, анализ собственных возможностей (ресурсов).Комплекс маркетинга.

Комплекс маркетинга, в свою очередь, состоит из следующих элементов:

• анализ продуктов ряда (продуктовая стратегия);

• определение цены (ценовая стратегия);

• методы распространения;

• комплекс стимулирования.

Определение реального (освоенного) и потенциального рынка данного коммерческого банка, изучение потребностей и ожидания этого рынка, – является целью сбора информации. Для характеристики рынка определяется общая доля, принадлежащая банку, в том числе для рынка займов и депозитов, а также доля рынка отдельных видов услуг; сравнивается рынок данного коммерческого банка с рынком конкурирующих кредитных учреждений однородного типа, качества и цены на оказываемые услуги. Большое значение для детального изучения рынка имеет его сегментация.

В основе сегментации рынка лежит:

  • характер банковских услуг: кредитные, операционные, инвестиционные, прочие;
  • клиентурный признак: юридические лица; физические лица;корпорации; банки-корресподенты; правительство.

Используются также географическая, демографическая, поведенческая и психографическая сегментация [1, с. 90-91]. При осуществлении маркетинговых исследований должен соблюдаться научный подход, базирующийся на принципах объективности и
точности (тщательности).

Объективность означает, что исследования проводятся без какихлибо смещений и учитывают все факторы. Заключения и выводы не формируются до тех пор, пока не будут собраны и проанализированы все данные.

Точность относится к применению инструментов исследования, которые тщательно разрабатываются и испытываются. Каждый элемент
исследования должен планироваться и выполняться. Подобная тщательность связана с комплексным характером исследования. Если исследования недостаточно глубоки или объемны, можно получить неправильные заключения.

При проведении маркетинговых исследований используют два вида информации: первичную и вторичную. Главными источниками вторичной информации, которую применяют при проведении, «кабинетных исследований», являются внутренние и внешние источники.

Внутренними источниками являются: статистическая отчетность, бухгалтерская отчетность, оценочные отчеты по кредитованию, акты ревизий и проверок, отчеты региональных управляющих, результатывнутренних исследований.Данная информация характеризует банк с точки зрения внутреннего состояния дел.Внешние источники информации – это газеты, журналы, телевидение, радио, публикуемые годовые отчеты, банковские справочники, финансовая пресса.

Интересно
Полученную вторичную информацию необходимо подвергать проверке. В этой связи полезно рассмотреть следующие аспекты: объективность полученной информации, соответствие задачам исследования, актуальность, используемые методы получения, своевременность. Если вторичные данные не дают информации, достаточной для исследования и необходимо собрать первичные данные, проводят «полевые исследования». При этом используют следующие методы: наблюдение, эксперимент, опрос.

Наблюдение – наиболее простой способ сбора сведений с минимальными затратами и большой степенью точности. Он дает возможность изучить поведение клиента, как в прошлом, так и в настоящее время.

Исследователь может проводить наблюдение разными методами, например, следить за реакцией клиента на новый вид услуг или за тем,что говорят люди, прочитав рекламу.
При осуществлении наблюдения важно поддерживать естественность обстановки. Но этот способ исследования не без недостатков, наиболее существенный из которых состоит в том, что может быть неправильно дана трактовка поведения объекта наблюдения, что может привести к неправильным выводам

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)