Уровни развития социально-культурных технологий

Проходящее в России становление новой системы воспитания, образования личности идет в русле мировых образовательных тенденций, в которых значительное место отводится освоению новых процессуальных знаний, умений и навыков, таких, как владение компьютерными технологиями, оперирование разноуровневой информацией, выход в Интернет-пространство и т.п.

Меняются традиционные способы передачи информации – вместо устной речи и письма, средств массовой информации все больше используются компьютерные технологии, проникая в различные сферы деятельности – от производства до сферы досуга: игровые технологии, технологии в шоу-бизнесе, Интернет-кафе и др. формы.

В связи с активным проникновением научно-технического прогресса и новейших технических средств в производственную, образовательную и досуговую сферы первостепенное значение в формировании личности приобретает духовное, нравственное воспитание как стержневое в ее развитии и социальном самоопределении.

Особенно актуальными становятся проблемы поиска новых эффективных средств, форм и методов воспитания, интеграции образовательных и воспитательных систем микро- и макросоциума, поиск и проработка актуальных направлений деятельности в сфере обучения и досуга молодежи отдельных социальных структур и институтов.

Растет потребность в новом управленческом подходе к поиску оптимальных путей взаимодействия различных структур, оказывающих непосредственное влияние на внутренние и внешние процессы социально-культурной деятельности.

Интересно
Именно поэтому одним из главных стратегических направлений совершенствования управления деятельностью социальных систем и институтов становится развитие и внедрение в практику современных социокультурных технологий, мобильных, конкурентоспособных, построенных на профессиональной основе, вбирающих в себя новейшие достижения научно-технического и социального прогресса.

Сложность решения этой проблемы заключается в том, что управление социально-культурной деятельностью как наука еще сравнительно молода. До сих пор недостаточно разработаны ее теоретико-методологические основы.

Развитие любой сферы деятельности проходит несколько ступеней, В производственной (промышленной) сфере периоды исторического развития характеризуются переходами от ручного тру­да мастера-одиночки к коллективной цеховой деятельности, а от нее к более высокой производительности труда на фабриках и заво­дах с участием машинного производства.

Появление машинного производства заставило по-новому взглянуть на сам процесс произ­водства, подняв на более высокую ступень производительность труда, а также изыскивать новые резервы в его повышении. Тогда и возникло современное понятие «технология», разрабатывающее алгоритмы, способы и средства, применение которых должно при­вести к задуманным результатам и гарантирует получение продук­ции заданного качества и количества.

Технология в современном понятии концентрированно выра­жает достигнутый уровень производства. Как мы уже отмечали, начиная с 60-х годов технологии представляют собой регулируемый процесс различных сфер деятельности – образования, науки, средств массовой информации, социально-культурной сферы и др.

Как отмечает известный исследователь педагогических технологий В.П. Беспалько, «любая деятельность может быть либо технологи­ей, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология -на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось сначала».

Пока не созданы технологии, господствует единичный, слу­чайный опыт.

Особенности и уровни развития социально-культурных технологий

На стадии случайного опыта происходит освоение какого-либо явления (опыта, приема) через получение информации о предмете или явлении и навыков работы с ним. Этот период можно на­звать периодом начального накопления знаний о явлении (предме­те) и его освоения.

Следующая стадия более сложная, явление или предмет не только осваивается, но на полученных навыках выделяются специфические виды профессиональной деятельности, какого-либо ре­месла (ткач, гончар, плотник и др.).

И, наконец, третий этап развития – технологический, когда достигается такой уровень производства, профессиональной деятельности, при котором создаются специальные механизмы и тех­нические средства, способствующие эффективному производству какого-либо продукта. На этой ступени ведущую роль в процессе деятельности начинают играть механизмы и технологические сред­ства. Любое изменение в наборе средств приводит к изменению са­мой технологии – технологической цепочки, характеристик и пара­метров деятельности.

Интересно
Если в промышленных технологиях доминирующую роль и основную нагрузку несут средства производства под управлением человека, то в социально-культурных технологиях эту роль выпол­няют средства социально-культурной деятельности. В этом случае функции управления этими средствами, стимулирования и коорди­нации деятельности участников социокультурных акций выполняет работник социально-культурной сферы.

Интересно сравнить особенности деятельности, основанной на индивидуальном мастерстве, с деятельностью, построенной по принципам технологического процесса:

Особенности и уровни развития социально-культурных технологий

 

Очень часто в теории и практике социально-культурной дея­тельности не видят, различия между методикой и технологией. Од­нако рассмотренные нами ступени развития сфер деятельности и сравнительный анализ процессов индивидуального мастерства (ре­месленничества) и технологии свидетельствуют об обратном. Это различие сопоставимо с различием между ремесленничеством и вы­сокопроизводительным машинным производством.

Современная наука о социокультурной деятельности {СКД) давно «созрела» для технологического подхода, признает его целе­сообразность и рационализм. Споры возникают лишь о невозмож­ности механического переноса промышленных приемов в сферу СКД. И это понятно, поскольку, если на производстве каждый от­дельно работающий на определенном цикле, выполняя часть трудо­вых операций, не обязан знать все тонкости всего процесса, а дол­жен добросовестно выполнять лишь свою-часть работы, то в таком удивительно тонком, особом «интеллектуальном производстве», каковой является СКД, такой подход не всегда уместен.

Социально-культурные учреждения располагают целой сис­темой стимулов, направляющих и корректирующих процессы, про­текающие в социокультурной сфере, используют коммуникативные сети для получения информации о процессах, происходящих внутри системы, в целях необходимой корректировки управления всем хо­дом воспитательной работы.

Эффективность проектируемых ре­зультатов в СКД (также как и на производстве) в значительной сте­пени зависит и от созданной окружающей среды внутри учрежде­ния, и от социального окружения, в котором функционирует лич­ность вне производства (семья, школа, внешкольные учреждения, различные социальные институты, находящиеся в зоне ближайшего влияния, СМИ, отдельные возрастные группы и др.).

Технологии, активно проникая в социокультурные процессы, вызывают к жизни новые направления в теории и практике. И если в педагогике появился даже технологический радикализм, которым грешат западные воспитательные системы, распространяющие кон­цепции так называемой точной педагогики, то в педагогике воспи­тания, да и в социокультурной деятельности как одном из ответвле­ний педагогики, сложился несколько иной подход.

Прежде всего, не существует разработанных технологий, опираясь на которые каждый специалист СКС мог бы сформиро­вать идеальную личность, отвечающую всем современным требова­ниям, И сегодня, когда мы говором о педагогических или социо-культурных технологиях, мы вправе говорить об элементах технологизации (в дальнейшем для простоты обращения мы будем их называть технологиями), которые делают социокультурные процес­сы более эффективными и управляемыми,

Теперь об отличиях социокультурных технологий от произ­водственных:

  1. Прежде всего, социокультурные процессы носят целостный характер, и их не всегда возможно представить в виде отдельных операций, в виде последовательных этапов формирования тех или иных качеств личности, поскольку эти процессы протекают не по последовательно-параллельной схеме, а комплексно.
  2. Следующее очень важное отличие – выбор профессиона­лов, работающих в социокультурной сфере (СКС). К ним предъяв­ляются очень строгие критерии, поскольку человек, работающий в СКС, должен владеть не только отдельными «технологическими операциями», но и обязательно уметь вести технологический процесс от начала до конца. Вот почему специалист должен в совершенстве владеть индивидуальным мастерством и опираться в своей деятельности на общие основы технологии.
  3. При технологическом подходе решения социокультурных проблем работник социокультурной сферы проходит несколько этапов, ведущих к достижению цели, контролируя и корректируя промежуточные результаты в заранее определенных так называе­мых узловых точках. Между ними остается поле действий, где можно творчески проявить свой профессиональный потенциал, в зависимости от конкретных условий и имеющихся возможностей. Наглядно этот процесс можно представить в виде следующей схе­мы, где основной элемент технологии – звено – сохраняется и адаптируется в соответствии со спецификой воспитательного процесса, проходящего в социокультурной сфере.

Особенности и уровни развития социально-культурных технологий

Практика социально-культурной деятельности постепенно отходит от замкнутости, рассчитанной на индивидуальность и ин­туитивность субъекта этой деятельности в решении воспитательных задач. Растет потребность в разработке и внедрении приносящих пользу апробированных технологических схем, находок, унифика­ции и стандартизации требований, в овладении основными компо­нентами технологии СКД.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)