Управление в области промышленной экологии

Управление охраной окружающей среды в Российской Феде­рации имеет трехуровневую систему: высший уровень, на кото­ром решения принимаются Президентом РФ и Правительством РФ; федеральный уровень, на котором управленческие решения принимаются федеральными органами исполнительной власти в рамках их полномочий; региональный уровень, который включа­ет в себя принятие решений соответствующими органами госу­дарственной власти субъектов Российской Федерации.

Президенту РФ и Правительству РФ принадлежит право рас­смотрения политических вопросов и принятия по ним полити­ческих решений.

Нахождение Президента РФ и Правительства РФ в рамках од­ного уровня управления не означает их равнозначности между собой. Президенту РФ в силу его конституционного статуса при­надлежит первенство в принятии как политических, так и управ­ленческих решений по всем вопросам. Хотя Конституция РФ не оговаривает полномочия Президента РФ в области охраны окру­жающей среды, она регламентирует их опосредованно, через оп­ределение Президента РФ как гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

В рамках своих конституционных полномочий Президент РФ обладает достаточным набором полномочий для эффективного управления охраной окружающей среды в Российской Федера­ции.

Полномочия Правительства РФ включают в себя конкретный перечень вопросов в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ обеспечивает проведение единой государственной политики в области экологии. Кроме того, в соответствии со ст. 18 Федераль­ного Конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» от 17.12.97 № 2-ФКЗ на правительство возложены задачи обеспечения проведения единой государственной поли­тики в области охраны окружающей среды и обеспечения эколо­гической безопасности, а также принятие мер по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспе­чению экологического благополучия и организация деятельно­сти по охране и рациональному использованию природных ре­сурсов.

Правительство РФ делегирует федеральным органам исполни­тельной власти полномочия по решению вопросов по охране ок­ружающей среды. При этом Правительство РФ оставляет за собой право осуществления общего руководства и контроля федераль­ными органами исполнительной власти.

Правительство РФ:

  • утверждает положения о федеральных министерствах и иных федеральных органах исполнительной власти;
  • устанавливает порядок создания и деятельности территори­альных и федеральных органов исполнительной власти;
  • назначает на должность и освобождает от должности замести­телей федеральных министров, руководителей федеральных орга­нов исполнительной власти, не являющихся федеральными ми­нистрами, и их заместителей, руководителей органов и организа­ций при Правительстве РФ, утверждает членов коллегий феде­ральных министерств и иных федеральных органов исполнитель­ной власти;
  • вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов;
  • вправе учреждать организации, образовывать координацион­ные, совещательные органы, а также органы при Правительстве РФ;
  • регулирует численность аппаратов министерств и органов уп­равления и ассигнования на их содержание.

Компетенция федеральных органов исполнительной власти регулируется прежде всего Положением о них или иными норма­тивными правовыми актами.

На сегодняшний день функция государственного управления в области охраны окружающей среды возложена на Министерство природных ресурсов Российской Федерации. Таким образом, од­ному федеральному органу исполнительной власти одновременно принадлежат два не совместимых по своему характеру полномо­чия: по охране окружающей среды, с одной стороны, и управле­нию использованием природных ресурсов — с другой.

Министерство природных ресурсов Российской Федерации России является уполномоченным государственным органом в области использования, охраны, защиты лесного фонда и вос­производства лесов, охраны окружающей природной среды, го­сударственной экологической экспертизы, охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания, охраны атмосферного воздуха, а также, в пределах своей компетенции, в области обращения с отходами (за исклю­чением радиоактивных) и осуществления государственного конт­роля за использованием и охраной земель; специально уполномо­ченным органом на осуществление государственного регулирова­ния в области охраны оз. Байкал.

Региональный уровень принятия решений предполагает нали­чие органов государственной власти в субъектах Российской Фе­дерации по охране окружающей среды. Конституцией РФ закреп­лено, что система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального назначения, автономных областей, автономных округов устанавливается субъектами Рос­сийской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими прин­ципами организации представительных и исполнительных орга­нов государственной власти, установленными федеральным зако­ном.

Действующая Конституция РФ не называет конкретные орга­ны государственной власти субъектов Российской Федерации. Их система устанавливается субъектами Российской Федерации са­мостоятельно.

Однако субъекты Российской Федерации создают системы своих органов власти в соответствии с основами конституционного строя России, а также с общими принципами организации представи­тельских и исполнительных органов государственной власти, ус­тановленными федеральными законами.

В настоящее время продолжается работа по определению пра­вового статуса и круга полномочий, достаточного для эффектив­ного исполнения органами государственной власти субъектов Рос­сийской Федерации функций по охране окружающей среды на региональном уровне.

На сегодняшний день в области охраны окружающей среды действует достаточно большое количество законодательных актов, образующих вместе сложную правовую систему природоохрани­тельного законодательства, состоящую из нескольких уровней.

Первый уровень устанавливает неразрывное единство прав и обязанностей граждан (независимо от их официального и долж­ностного положения) по охране окружающей среды.

Второй уровень закрепляет форму участия государства в обла­сти охраны окружающей среды.

Федеральные программы в области охраны окружающей сре­ды, так же как и в других областях, наполняют политику России конкретным содержанием. В этих программах устанавливаются их цели, задачи, источники финансирования и организации, ответ­ственные за их выполнение. В настоящее время в Российской Фе­дерации приняты и действуют несколько федеральных программ в области охраны окружающей среды: «Предотвращение опасных изменений климата и их отрицательных последствий», «Оздоров­ление окружающей среды и населения г. Череповца», «Отходы», «Обращение с радиоактивными отходами и отработанными ядер­ными материалами, их утилизация и захоронение на 1996 — 2005 годы» и др.

В соответствии с Федеральным законом «О техническом регу­лировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ Госстандарт России зарегист­рировал в Государственном реестре Систему обязательной серти­фикации по экологическим требованиям и знак соответствия.

Обязательная сертификация по экологическим требованиям призвана обеспечить:

• реализацию обязательных экологических требований природо-охранительного законодательства при ведении хозяйственнойдеятельности;

  • внедрение экологически безопасных производств, технологи­ческих процессов и оборудования;
  • соблюдение требований экологической безопасности и пре­дотвращение загрязнения окружающей среды при размещении, переработке, транспортировке, ликвидации и захоронении отхо­дов производства и потребления, а также при производстве, экс­плуатации и ликвидации различных видов продукции;
  • предотвращение ввоза в страну экологически опасной про­дукции, отходов, технологий и услуг;
  • содействие интеграции экономики страны в мировой рынок и выполнение международных обязательств Российской Федера­ции в области управления качеством окружающей среды;
  • установление статуса экологического сертификата и экологи­ческого знака соответствия в качестве документа, гарантирующе­го соблюдение требований природоохранительного законодатель­ства.

Основными принципами обязательной сертификации по эко­логическим требованиям являются независимость результатов ат­тестации, аккредитации и сертификации от влияния физических или юридических лиц; объективность; компетентность и откры­тость.

Основными условиями проведения работ являются наличие утвержденных в установленном порядке природоохранных требо­ваний, на соответствие которым проводится сертификация, а также аккредитованных на компетентность и независимость в соответ­ствии с нормативными правовыми актами органов по сертифика­ции, лабораторий (центров), специалистов, аттестованных в ус­тановленном порядке.

Система предусматривает следующее распределение ответствен­ности между участниками сертификации:

  • заявитель отвечает за соответствие объектов сертификации при­родоохранным требованиям, которые контролируются при сер­тификации;
  • аккредитующий орган отвечает за организацию и проведение аккредитации;
  • комиссия по аттестации специалистов отвечает за организа­цию и проведение аттестации, объективность и правильность вы­дачи аттестатов;
  • орган по сертификации отвечает за организацию и проведе­ние сертификации, правильность выдачи экологического серти­фиката и обеспечение инспекционного контроля за сертифици­рованными объектами;
  • лаборатория (центр) отвечает за правильность и полноту про­ведения сертификационных испытаний на соответствие природо­охранным требованиям, объективность и достоверность результа­тов испытаний;
  • держатель экологического сертификата отвечает за соответ­ствие объекта сертификации природоохранным требованиям, ко­торые контролируются при сертификации, и правильность ис­пользования им знака соответствия.

Объектами сертификации являются предприятия; производства; технологические процессы; продукция, потенциально опасная для окружающей природной среды; отходы производства и потребле­ния; системы управления окружающей средой.

В последние десятилетия широкое развитие в мире получила экологическая маркировка — маркировка объекта специальным знаком, подтверждающим соответствие объекта определенным критериям. При этом подтверждение соответствия стандартам и иным требованиям, установленным нормативными правовыми актами, обязательно. Экологические знаки присваиваются про­дукции, которая по функциональному назначению обладает оп­ределенным экологическим преимуществом перед аналогами.

Экологическая маркировка широко используется как средство, обеспечивающее потребителей достоверной информацией об эко­логичности предмета потребления, а также формирующее устой­чивый потребительский спрос на такого рода товары и способст­вующее производству и использованию изделий, в наименьшей степени загрязняющих окружающую среду в течение всего жиз­ненного цикла.

Маркировка продукции экологическими знаками осуществля­ется в соответствии с определенными критериями, установлен­ными для данной группы товаров. Критерии маркировки знаком периодически пересматриваются и на каждый период времени отвечают достигнутому уровню технологий и стандартам с эко­логическими требованиями к продукции. При разработке крите­риев экологической маркировки должны учитываться экологи­ческие аспекты в процессе добычи сырья, транспортировки, про­изводства (поставки), удаления и утилизации отходов, т.е. вы­бор критериев должен основываться на значениях показателей воздействия на окружающую среду на всех стадиях жизненного цикла.

Международной организацией по стандартизации в серии 14000 разработаны проекты стандартов 14020… 14025, определяющих ос­новные принципы экологической маркировки продукции, харак­теризующей воздействие объекта на окружающую среду на всех стадиях жизненного цикла. Использование экологической марки­ровки в соответствии с этим стандартом имеет целью выделение среди групп однородной продукции такой продукции, которая на всех стадиях жизненного цикла отличается меньшим воздействи­ем на окружающую среду.

Экологическая маркировка используется для обозначения раз­личных предметных групп экологичности предметов («Голубой ангел» в Германии, «Белый лебедь» в скандинавских странах, «Экознак» в Японии) или отдельных их свойств, например отра­жающих отсутствие озоноразрушающих веществ, возможность их утилизации с наименьшим воздействием на окружающую среду; среди знаков, используемых для идентификации предметов, под­дающихся вторичному использованию (ресайклинг), наиболее распространен знак, олицетворяющий замкнутый цикл. Распрост­раненными являются знаки для упаковочных материалов, в част­ности «Зеленая точка» в Германии.

Экологические знаки используются также для обозначения предметов, опасных для окружающей среды (например, знак для обозначения веществ, опасных для морской флоры и фауны, при их перевозке по воде; знак «Опасно для окружающей среды», ис­пользуемый на упаковке опасных веществ и препаратов).

Применение экологических знаков способствует завоеванию позиций на рынке сбыта продукции, превосходящей по экологи­ческим характеристикам аналогичную по функциональному на­ значению и другим необходимым показателям качества.

В настоящее время в качестве одного из первых примеров при­менения экологической маркировки в России может рассматри­ваться знак «Свободно от хлора» по ГОСТ 51.1.50—98, устанав­ливающему требования и правила применения знака, его форму и размеры с целью подтверждения соответствия продукции тре­бованиям отсутствия в ней искусственных хлорорганических со­единений, в том числе диоксинов.

Знаком «Свободно от хлора» могут маркироваться следующие виды продукции, тары и упаковки: продукция лесного хозяйства и лесозаготовок; древесина, целлюлоза, бумага, картон, фибра и изделия из них; полимерные материалы (волокна, нити, масти­ки, эмали, грунтовки, удобрения); товары народного потребле­ния, игры, игрушки.

Стандарт не распространяется на продовольственную и фар­мацевтическую продукцию и комбикорма. Наличие маркировки подтверждает отсутствие загрязнения окружающей среды хлоро­органическими соединениями в процессе изготовления, обработ­ки, переработки и утилизации определенной группы продукции. При производстве, переработке или обработке продукции, сво­бодной от хлороорганических соединений, в качестве исходного сырья не должны применяться хлор, хлоросодержащие окислите­ли и хлороорганические соединения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)