Управленческая экономика в государственном секторе

Отмечается, что принципы и методы управленческой экономики применимы не только для коммерческого предприятия, но и для некоммерческих организаций, государственных предприятий и учреждений. В государственной  службе трансформация менеджмента от традиционной бюрократической модели к новой модели управления, ориентированной на поиск эффективного решения постоянно нарождающихся проблем, характеризуется большим приключением на цели и результат по сравнению с правилами и процедурами.

В практику государственной службы проникают методы количественной оценки результатов:

  • оценки эффективности (отношения результата к затратам);
  • результативности (отношения фактического результата к планируемому);
  • экономии (отношения планируемых затрат к фактическим).

В экономической науке для удобства изучения, анализа и выявления определенных закономерностей принято делить хозяйственную систему на сегменты. В рамках национальной экономики принято выделять сектора народного хозяйства. Они представляют собой условное объединение схожих субъектов, объектов и институтов хозяйственных отношений, имеющих общие цели, механизмы реализации, функции и черты. Сегментирование может быть разным в зависимости от целей предполагаемого исследования, либо относительно общего признака, по которому они формируются.

В частности, существует такое ранжирование:

  •  Относительно владения собственностью выделяют частный и государственный сектора экономики.
  •  По методу организации хозяйственной деятельности обозначают реальный сектор, финансовый, непроизводственный.
  •  Относительно содержания производимой продукции могут выделять первичный, вторичный, третичный, четвертичный и пятеричный сектора

.

Государственный экономический сектор обычно представлен имуществом, находящимся в частичном или полном владении государством, руководство которым осуществляется государственными органами управления, либо назначенными государственными руководителями. К этому сектору относят любые экономические ресурсы, а также объекты, занимающие важную роль в государственном экономическом регулировании. Например, сюда входит государственный бюджет, здравоохранение, образование, оборонные предприятия и производственные предприятия, находящиеся в государственном управлении.

При этом все объекты хозяйствования этого сектора можно условно разделить на три большие группы, а именно, независимые предприятия, которые действуют согласно публичному праву (железная дорога, почта, государственные корпорации и холдинги), руководствующиеся частным правом различные акционерные общества, принадлежащие государству, зависимые предприятия, действующие на основе публично права (детские сады, интернаты, тюремные учреждения).

Рыночная экономика, присутствующая в большинстве стран мира, строится на основе декларации ограниченной роли государства. Однако государственное воздействие играет важную роль в формировании стабильности национальной экономической системы, а также в создании условий для ее развития. Поэтому одной из ключевых задач является организация эффективного управления государственным сектором экономики. Прежде всего, требуется обоснованное определение оптимальной доли и структуры государственного сектора.

Управление государственным сектором строится на следующих принципах:

  •  соответствие методов управления потребностям общества в данной экономической ситуации;
  • оптимизация распределения функций и полномочий; повышение эффективности методов управления;
  • адаптация менеджмента под изменяющиеся факторы среды;
  • внедрение инновационных методов управления;
  • повышение уровня контроля над реализацией управленческих решений.

Сегодня в государственном секторе экономики, как и в частном, стали руководствоваться принципом уменьшения издержек. Контроль за законностью расходных и доходных операций в настоящее время дополняется контролем за качеством управления, что предполагает анализ целесообразности использования денежных средств и эффективности их использования государственными служащими. В своих взаимоотношениях с государственными органами государственные предприятия мало чем отличаются от частных компаний.

Правительство, обладая собственностью, определяя общиезадачи, сферу деятельности государственных корпораций, тем не менее полностью делегирует руководству предприятия все основные административно-хозяйственные функции, наделяет их полной самостоятельностью, автономией в принятии решений и управлении. Они должны работать эффективно.

Существует мнение, что частные предприятия по своей природе более эффективны, чем государственные, поскольку рыночная система создает стимулы к повышению эффективности, чего нет в государственном секторе. В рыночной системе заложен четкий критерий эффективности для частной фирмы – прибыли и убытки.

Интересно
Эффективная фирма рентабельна, поэтому она преуспевает и развивается. Неэффективное предприятие нерентабельно, оно деградирует, через некоторое время терпит банкротство и перестает существовать. Однако отсутствует точный тест, с помощью которого можно оценить эффективность государственного ведомства. Но, возможно, прибыль не единственный критерий эффективности таких субъектов экономики.

Выделяют два подхода к производственной деятельности людей и предприятий – экономический и социальный. Не всякая организация производства и вообще деловой жизни общества осуществляется в соответствии с исключительно экономическими принципами. Экономические критерии основываются на соотношении затрат и результатов. Социальные критерии основываются на том, в какой мере деятельность предприятий соответствует интересам целого общества. При этом предприятиям устанавливаются определенные рамки деятельности, включая источники сырья и сферу сбыта продукции.

Эффективность характеризуется тем,  насколько успешно они придерживаются установленных для них норм. Как правило, государственный сектор занимается отраслями, которые являются невыгодными для частных капиталовложений или требуют крупных инвестиций, либо это отрасли, где скорость оборота денежных средств слишком низкая, а значит, велик срок получения прибыли (окупаемости вложений). Государственное управление позволяет так же помочь определенным экономическим системам преодолеть кризисные состояния и явления.

Государственным предприятиям зачастую нет необходимости (а иногда и возможности) быть рентабельными экономически. Достаточно быть социально оправданными. В принципе вопрос о их рентабельности решают органы власти, а не конкуренция.

В отличие от частных предпринимателей государственные организации в ряде случаев намеренно используют цены, не покрывающие издержек. Нередко это обусловлено стремлением стимулировать потребление благ, обладающих особыми достоинствами (например, когда речь идет о посещении музеев). Субсидирование продаж может также служить обеспечению доступности предметов первой необходимости для лиц с низкими доходами (например, в отношении ценообразования на жилищные и коммунальные услуги). В подобной ситуации убыточность оправдывается социальными приоритетами, что, впрочем, предполагает избирательное, адресное предоставление льгот.

Однако, как бы то ни было, государству необходимы средства для финансирования субсидий. В еще большей степени потребность в средствах определяется тем, что многие виды экономической активности государства вообще не направлены на производство продукции, которую можно было бы реализовать на рынке. Это касается, в частности, перераспределительных программ, например, пенсионных, и создания чистых общественных благ.

Общественный сектор – это не только предприятия и учреждения, находящиеся в собственности государства. Важнейшим видом ресурсов в рыночной экономике являются денежные средства. Поэтому ключевую роль среди компонентов общественного сектора играют государственные финансы, прежде всего государственный бюджет, его доходы и расходы. Основным источником денежных средств для государства служит налогообложение. Мобилизуя ресурсы, государство затем их целенаправленно использует.

Это означает, что оно выступает не просто в роли инстанции, обладающей регулятивными полномочиями, а в качестве субъекта экономической деятельности, который сопоставляет расходы с доходами, стремится к эффективному использованию своих ресурсов.

Особенность экономики общественного сектора состоит в том, что государство есть один из субъектов экономической деятельности, но обладающий одним отличием – государство и его органы обладают правом принуждения в рамках и на основе законов, принуждения, оправданного с точки зрения экономической эффективности и социальной справедливости.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)