Модели поведения предприятий в обществе

Для определения стратегии развития предприятия необходимо понимание его целей и задач, его роли в обществе. Глобально роль предприятия заключается в том, что оно распределяет ограниченные ресурсы труда и капитала, управляет процессом обработки сырья для производства полезных товаров и услуг, и предоставляет их членам общества на рынке.

Если фирма эффективно удовлетворяет потребности общества в товарах и услугах, она получает вознаграждение – прибыль. Это локомотив, движущая сила экономической системы, рыночной экономики. Цель предприятия – получение прибыли (личный, индивидуальный, эгоистичный интерес, а не удовлетворение потребностей как говорит маркетинг, последнее – это средство получения прибыли).

При этом предприятие, стремящееся к прибыли, сохраняет взаимовыгодные отношения с обществом, внутри которого существует: предприятие, создает полезные товары и услуги, обеспечивает занятость населения, платит налоги.

С позиции объяснения целей и задач предприятия выделяют следующие модели поведения фирм и их управляющих:

  • модель максимизации прибыли,
  • максимизации продаж,
  • максимизации роста,
  •  модель управленческого поведения,
  • максимизация добавленной стоимости (японская модель).

Модель максимизации прибыли.  Рыночная экономическая система при минимальном (или полностью отсутствующем) государственном регулировании ряда отраслей позволяет предприятиям получать столько прибыли, сколько они могут заработать. Поэтому в таких условиях наилучшим образом можно описать поведение фирмы с помощью этой модели.

Первоначально модель использовалась для краткосрочной перспективы, а затем и для долгосрочной. Поскольку в этом случае используются прогнозы будущих потоков прибыли, которые могут не оправдаться, модель использует категорию «текущей стоимости будущих денег» (прибыли) и концепцию риска.

Процесс пересчета будущей стоимости капитала в настоящую называется дисконтированием, ставка по которой производится дисконтирование – ставкой дисконта.

Если будущие прибыли считаются достоверными, то используется ставка дисконта без учета риска. Если прибыль не гарантирована в таком объеме, то используется рисковая ставка дисконтирования, учитывающая премию за риск. С моделью максимизации прибыли связан еще один аспект – максимизация состояния владельца.

Мерой состояния владельца является рыночная стоимость акций фирмы или рыночная цена его собственности (поскольку на правах собственности акционеру принадлежат только акции). Для определения «справедливой» капитализации компании, которая определяет ее стоимость на фондовой бирже, используется уровень текущей прибыли.

Капитализация – это рыночная стоимость предприятия, суммарная рыночная стоимость его акций, т. е. стоимость предприятия как товара на рынке. Этот уровень умножался на определенный мультипликатор. Он зависит от отраслевой принадлежности предприятия и общей конъюнктуры рынка. По сути, мультипликатор означает срок, исчисляемый в годах, за который компания может окупить себя, а инвестор (акционер) может вернуть вложенные деньги.

Интересно
Модель максимизации продаж. Происходит наращивание доли рынка, например, за счет временного снижения цены (демпинга). Сторонники этой модели признают, что некоторый минимум прибыли все-таки необходим, но для максимизации продаж можно пожертвовать некоторыми или даже всеми прибылями в текущем периоде, поскольку получение преимуществ в конкурентной борьбе принесет большую прибыль в будущем.

Модель максимизации роста. Решение о максимизации роста в перспективе неизбежно окажется решением максимизации прибыли. Рост – это увеличение производства и продаж, а для чего оно, если не для увеличения прибыли. Рост заложен в основе любой стратегии компании, направленный на успех предприятия (корпорации), ее менеджмента и инвесторов.

Но рост необходимо финансировать, либо за счет собственных прибылей, которые идут на реинвестирование (а не идут на выплату дивидендов акционерам), либо за счет займов, либо за счет того и другого. Наращивание займов при определенном уровне прибыли имеет свои пределы, приемлемый уровень финансово риска (финансово рычага), если вовремя не остановиться, можно оказаться банкротами.

В финансовом менеджменте отмечают, что быстрорастущие компании чаще всего банкроты. Стратегия финансирования роста требует тщательной проработки и управления.

Модели управленческого поведения:

  •  модель управленческой выгоды,– модель управленческой благоразумности.
  •  агентская модель.

Модели основаны на фундаментальных различиях между владельцами компании (собственниками, акционерами) и ее менеджментом (управляющими) и исходят из следующих положений: менеджеры являются рациональными людьми и пытаются максимизировать свою личную выгоду, существуют коренные противоречия между интересами акционеров и интересами управляющих, поэтому, когда управляющие пытаются максимизировать свою выгоду, они уменьшают выгоду владельцев.

Модель управленческой выгоды. Владельцы (акционеры) стремятся максимизировать стоимость компании и потому, заинтересованы в максимизации прибыли. Управляющие заинтересованы в личных благах больше, чем в стоимости фирмы. Поэтому в компаниях, контролируемых менеджерами, а не акционерами прибыль будет меньше, поскольку профессиональные управляющие (суть наемные работники) не имеют личного интереса в максимизации прибыли. 

Модель управленческой благоразумности. Модель исходит их того, что личные блага управляющих все равно во многом зависят от того, насколько менеджмент способен обеспечить прибыльность компании, достаточную для выплаты дивидендов и дальнейшего финансирования роста.

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)