Учебный строй

Учебный строй, направленный к тому, чтобы обратить низшую школу в открытую дорогу к средней, среднюю в общедоступный мост к высшей, и равенства не установит, и единству не послужит. Он только подчеркнет естественные неравенства, проистекающие из различий умственных способностей и бесконечного разнообразия жизненных положений – имущественных, семейных, общественных.

Смягчены могут быть эти неравенства только государственною школою, очень интенсивною и строгою в выборе своих воспитанников. Но зато такой уравнительный строй укрепит в подрастающем поколении ту иллюзию равенства, которая для обездоленных столь пленительна, которая столь усердно распространяется популярною печатью.

Иллюзия эта будет поддерживаться понижением уровня преподавания в школе средней и высшей. Тысячи бездарностей будут вправе почитать себя равными более даровитым, более сведущим своим сверстникам. Разочарование принесет с собою жизнь, безжалостно выбрасывая из несвойственной им колеи с каждым годом возрастающие массы неудачников и недовольных.

Прежде всего обнаружится это понижение уровня преподавания в школе средней. Пока в эту школу поступали преимущественно дети из семей образованных, труд преподавателей значительно облегчался. Среда, пропитанная отголосками классического миpa, доступная влиянию литературы иностранных и серьезной литературы отечественной, причастная в известной мере к интересам государственным и научным, подготовляла детей к пониманию школьных уроков и поддерживала в них любовь к знанию и культуре, независимую от расчетов своекорыстных.

Ныне же, с чрезмерным размножением воспитанников, помещаемых в среднюю школу невежественными родителями в расчетах чисто материальных на прибыльную служебную карьеру, с ослаблением семейных уз – следовательно, и домашнего воспитания  в классах образованных, – умственный уровень учащихся неудержимо тянет вниз уровень предлагаемого им учения, и пагубный этот процесс еще предполагается усилить до степеней до сих пор небывалых.

Что путь этот ни к какому действительному равенству не ведет, а ведет лишь к размножению умственного пролетариата, это никаких дальнейших доказательств не требует.

Столь же мало ведет он к установлению жизненного единства. Примером тому служат все современные бюрократии, а также явления, происходящие на наших глазах за последние десятилетия в общественных сферах нашего отечества. Умственная пустота и нравственная шаткость одновременно повергали нашу интеллигенцию к ногам самых разнообразных идолов.

Интересно
Толстой, Ницше и Маркс, конституционализм и анархия, буддизм и католичество, национализм и всечеловечество делили между собой на непримиримые лагери российский грамотный мир.

Прежде чем укрепить и увековечить правительственною санкциею радикальной школьной реформы этот печальный порядок вещей, не благовременно ли обо всем этом подумать тем, на коих возложена забота о будущих судьбах России?

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)