Церковный брак

Принятие православия несколько изменило ситуацию. Вместе с византийским христианством в русское государство начали внедряться и новые принципы брачно-семейного права.

Православная церковь противопоставляет языческому браку брак, заключаемый в церкви. Однако церковь в древнерусском государстве находится на этапе становления. Поэтому диктовать свои правила она еще не в состоянии.

Тем более, что на ранней стадии православие представляет собой религию ограниченного контингента – князей и княжих мужей и не оказывает серьезного влияния на большую часть простого свободного населения.

Поэтому неудивительно, что даже спустя 200 лет после крещения церковные браки не были преобладающими.

По свидетельству митрополита Иоанна, в церкви заключали браки в основном князья и бояре, а народ обходился без венчания, устраивая свадьбы «с плясаньем, гудением и плесканьем». Иногда в целях адаптации к строгим церковным бракам дополняли языческие обряды.

Сама церковь вынуждена была принимать языческие браки. Так, церковь бралась за расторжение языческих браков, а это значит, что она признавала их юридическую силу.

Церковь строго придерживалась политики моногамных браков. Попытка заключения второго брака при наличии нерасторгнутого первого каралась разлучением супругов. Вторую жену отправляли в церковный дом, а муж обязан был вернуться к первой жене.

Интересно
Условия законности церковного брака были заимствованы из византийского канонического права. Эклога и Прохирон разрешали браки между девушками, достигшими 12-13 лет и юношами 14-15 лет.

Хотя церковь постепенно приобретает значительное влияние на сферу брачносемейных отношений, возрастные ограничения соблюдаются не слишком строго. Так, политические или экономические соображения вполне могли возобладать над религиозными нормами и священники венчали 8-10 – летних супругов.

Для церковного брака требовалось, кроме того, согласие родителей и отсутствие близкородственных отношений.

Интересно отметить, что выдача девушки замуж в законодательстве этого периода рассматривалась как обязанность родителей.  Это объяснялось не столько личными, сколько общественными интересами – одинокая девица находилась на содержании родителей и общины, поэтому рассматривалась как обуза.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)