Церковное пение
Условия подъема нашего церковного пения, широкого его распространения в формах высоких и чистых, коренятся в двух сферах, до сих пор имевших весьма мало соприкосновения: в сфере нашего высшего музыкального творчества и в сфере нашей скромной сельской школы.
Одна лишь задача оставлена этою школой без должного внимания – а эта задача есть коренная и историческая, кровная задача русской музыки. Она не дала нам полного круга художественных, истинно церковных песнопений.Пора подумать о пополнении этого пробела.
Верю, что он будет пополнен, несмотря на все внешние препятствия. Но и об этих препятствиях, непонятных, обидных, недостойных – стоит сказать несколько слов.Года четыре назад самый талантливый из русских композиторов, П. И. Чайковский, издал четырехголосную литургию своего сочинения. И что же? Это радостное музыкальное событие вызвало целый ряд непостижимых, оскорбительных скандалов. Партитураг. Чайковского была запрещена, конфискована. Исполнение ее в церквах не было допущено.
Для того, чтобы удовлетворить естественному желанию публики ознакомиться с новым творением любимого автора, нужно было прибегнуть к концертному исполнению Литургии в полном ее составе, исполнению, которое произвело на людей благочестивых самое тягостное впечатление. Действительно, это вышло похоже на обедню, прерываемую вызовами и рукоплесканиями.
С внутренней – она с начала до конца проникнута глубоким, искренним религиозным чувством с некоторым преобладанием субъективно элегического элемента. Затем она отличается обычными достоинствами творений г. Чайковского: обилием самобытных мелодий, мастерским голосоведением, полным отсутствием всяких низменных эффектов.
Вся литургия рассчитана на исполнение полным, первоклассным хором. В чем же заключалась бы опасность, если бы литургия г. Чайковского была предоставлена самой себе? Она была бы исполнена несколько раз в столичных церквах. Некоторые лучшие ее нумера продолжали бы исполняться в них от времени до времени.
При этом наглядно обнаружились бы и все ее достоинства, и все ее недостатки, к коим никто не может быть чувствительнее, чем высоко талантливая, чуткая натура самого автора, и этот опыт благотворно отразился бы на последующей его творческой деятельности.
Благословенна наша суровая северная природа, полагающая неумолимые пределы физическому труду селянина, повелительно призывающая нас к деятельности духа. Благословенны и долгая осенняя распутица, и бесконечные зимние ночи, и скромная сельская церковь, собирающая под сень свою детей и юношей напоминанием о том, что не о хлебе едином будет жив человек!
- Письма Ивана Федоровича Тютчева
- Письмо Николая Васильевича Путяты
- Письмо бывшего ученика Рачинского Тита Никонова
- Письмо Аркадия Аверьяновича
- Казанские диалоги
- Чайковский и Рачинский
- Из писем Рачинского графу Шереметьеву
- О времени и взглядах Льва Толстого и Сергея Рачинского
- Константин Победоносцев о Сергее Рачинском
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу