Церковное пение

Условия подъема нашего церковного пения, широкого его распространения в формах высоких и чистых, коренятся в двух сферах, до сих пор имевших весьма мало соприкосновения: в сфере нашего высшего музыкального творчества и в сфере нашей скромной сельской школы.

Русская музыкальная школа обладает несомненною жизненностью. Ее оригинальность, ее творческая энергия признаны музыкальными авторитетами всего мира. Ее самобытная сила заявила себя во всех музыкальных формах, освещенных веками, во всех музыкальных направлениях, возникших в новейшее время.

Одна лишь задача оставлена этою школой без должного внимания – а эта задача есть коренная и историческая, кровная задача русской музыки. Она не дала нам полного круга художественных, истинно церковных песнопений.Пора подумать о пополнении этого пробела.

Верю, что он будет пополнен, несмотря на все внешние препятствия. Но и об этих препятствиях, непонятных, обидных, недостойных – стоит сказать несколько слов.Года четыре назад самый талантливый из русских композиторов, П. И. Чайковский, издал четырехголосную литургию своего сочинения. И что же? Это радостное музыкальное событие вызвало целый ряд непостижимых, оскорбительных скандалов. Партитураг. Чайковского была запрещена, конфискована. Исполнение ее в церквах не было допущено.

Для того, чтобы удовлетворить естественному желанию публики ознакомиться с новым творением любимого автора, нужно было прибегнуть к концертному исполнению Литургии в полном ее составе, исполнению, которое произвело на людей благочестивых самое тягостное впечатление. Действительно, это вышло похоже на обедню, прерываемую вызовами и рукоплесканиями.

И чем же заслужила эта несчастная «Литургия» такое усиленное гонение? С внешней стороны она движется в официально признанных формах школы Бортнянского при употреблении в некоторых подробностях церковных ладов.

С внутренней – она с начала до конца проникнута глубоким, искренним религиозным чувством с некоторым преобладанием субъективно элегического элемента. Затем она отличается обычными достоинствами творений г. Чайковского: обилием самобытных мелодий, мастерским голосоведением, полным отсутствием всяких низменных эффектов.

Вся литургия рассчитана на исполнение полным, первоклассным хором. В чем же заключалась бы опасность, если бы литургия г. Чайковского была предоставлена самой себе? Она была бы исполнена несколько раз в столичных церквах. Некоторые лучшие ее нумера продолжали бы исполняться в них от времени до времени.

При этом наглядно обнаружились бы и все ее достоинства, и все ее недостатки, к коим никто не может быть чувствительнее, чем высоко талантливая, чуткая натура самого автора, и этот опыт благотворно отразился бы на последующей его творческой деятельности.

Интересно
Г. Чайковский обладает слишком прочно установившимся музыкальным авторитетом, слишком сильно бьет в нем творческая струя, чтобы могли остановить его подобные случайные невзгоды. Но каково должно быть впечатление, производимое ими на таланты начинающие, ищущие пути? Не равняются ли для них подобные прецеденты – запрещению свободного творчества в области церковного пения?

Благословенна наша суровая северная природа, полагающая неумолимые пределы физическому труду селянина, повелительно призывающая нас к деятельности духа. Благословенны и долгая осенняя распутица, и бесконечные зимние ночи, и скромная сельская церковь, собирающая под сень свою детей и юношей напоминанием о том, что не о хлебе едином будет жив человек!

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)